Русофобия или арифметика: почему российские стартапы непривлекательны для США

Обсуждали российский стартап — b2b-компанию, которая автоматизирует одну из задач офлайн-ритейла, делает «умные» планшеты для консультантов или распознавание лиц постоянных посетителей — детали не важны совершенно. Основатели приехали на релевантную американскую выставку и начали продажи. Типичный диалог шёл так.

— Что делаете?
— Автоматизируем, распознаём.
— О, круто. То что надо! А вы кто такие вообще?
— Стартап. Делавэрская компания. Подняли миллион инвестиций!
— Нам надо с вами работать! Мы любим ребят из технологий. А где у вас уже были внедрения?
— Такие-то и такие-то сети, в России это лидеры рынка!
— В России? Ну, до свидания.

Основатели считали это русофобией. Я предложил представить, как на выставке в Москве «Ленте» или «ВкусВиллу» предлагают решение, опробованное в сети супермаркетов Ботсваны — кажется, реакция будет аналогичной. Собеседник возмутился в духе «Как? Россия и Ботсвана? Нас нельзя сравнивать!».

Полез в «Википедию». С Ботсваной я промахнулся, надо брать Алжир, по основным параметрам он для нас, как мы для американцев. ВВП по номиналу, то есть формальный объём рынка в США $19 трлн, в России $1,5 трлн, в Алжире $180 млрд. Соотношение 12:1 и 9:1, Алжир к нам чуть ближе.

ВВП на душу с учётом покупательной способности, то есть грубо — платёжеспособность населения: в США $59 тысяч, в России — $28 тысяч, в Алжире — $15 тысяч. Два к одному там и там. Стоимость самой дорогой компании в Штатах, показатель зрелости бизнеса, — $800 млрд (и это ИТ), у нас $70 млрд («Роснефть)», в Алжире $4,5 млрд (местный телеком). 11 к одному и 15 к одному.

Мы, местные жители, конечно, знаем, что интернет-компании у нас развиты непропорционально сильно: «Яндекс» и Mail.Ru Group существуют наперекор статистике, и объективно наши технологические решения лучше, чем должны бы быть. Но откуда об этом может знать менеджер американской сети супермаркетов? Что мы сами знаем об особенностях Алжира? Там же, наверное, тоже есть что-то, что выделяется и чем они гордятся — я даже ради этого материала поленился выяснять.

Или возьмём для примера Грузию. Числа пропорций попадают не так точно, как в Алжире, она ещё меньше, но по историческим причинам мы должны знать о ней больше, чем об африканских странах. И что мы таки знаем, кроме водки и балалайки, то есть вина и шашлыка? Прозрачные кабинки для полицейских и удобный для туристов Тбилиси? Американец тоже слышал, что у нас коррупция и снег. Дальше?

В общем, не было на выставке никакой русофобии или несправедливости, а только голая арифметика и нормальная человеческая психология. Чтобы покорять американский рынок, нужны американские истории успеха.

3838
57 комментариев

А Вы попробуйте на этой выставке в США сказать что Вы из Скандинавии или любой другой страны Европы, у которой ВВП небольшое и у Вас не будет проблем.
Тут скорее вопрос бизнес репутации страны и ассоциациях.

38
Ответить

У меня регулярно уходят клиенты(в том числе фирмы из Fortune 500) из-за этой темы.
Как только понимают с кем имеют дело ссылаются на политику компании, очень сожалеют и выбирают продукт конкурентов со стоимостью в 5+ раз больше.

11
Ответить

Как вариант. Но в данном примере подвох в том, что спрашивают про конкретные внедрения - тут слов из песни не выкинешь

1
Ответить

Такая же фигня будет если нет клиентов и офиса в США)

Ответить

А Вы попробуйте на этой выставке в США сказать что Вы из Скандинавии или любой другой страны Европы

И будет примерно такой же ответ. Ибо кому нужны не понимающие рынка странные люди ? А как они саппорт делать будут ? а сколько у них саппорт персонала в пределах "пешей" досягаемости - те в сша ? А какой опыт этот саппорт персонал имеет в решении проблем американских клиентов ?

За редким исключением не работают американские компании с неместными.

Ответить

Ну и неровен час можно однажды проснуться, а твой партнер из России под санкциями. Кому это нужно.

31
Ответить

Или арестован с целью отжатия бизнеса...

20
Ответить