История Travelpayouts: от идеи до выплаты первого миллиарда
Как появилась и развивалась партнёрская сеть Aviasales.
Рассказывает, как всё было.
Travelpayouts позволяет зарабатывать на трэвел-трафике. Веб-мастера устанавливают инструменты сервиса к себе на сайт и помогают посетителям найти авиабилеты, отели и другие услуги. С каждой покупки Travelpayouts выплачивает веб-мастерам процент от суммы.
Человек может искать билеты на сайте Шереметьево или планировать поездку, получив за неё кэшбек бонусами «МегаФона» — за всем этим стоит Travelpayouts. Каждый раз, когда кто-то покупает билет или бронирует гостиницу, партнёр зарабатывает процент.
Во второй неделе декабря 2018 года таких процентов накопилось на миллиард рублей. То есть с первого дня своего существования Travelpayouts выплатил партнёрам один миллиард рублей.
Самое время подвести итоги и рассказать историю Travelpayouts от идеи до первого миллиарда.
2011 год
Travelpayouts появился как партнёрская программа Aviasales. Идею аффилиатного маркетинга Костя Калинов, создатель сервиса, подсмотрел в индустрии контента для взрослых. Там было совершенно нормальным делиться прибылью с площадкой, которая приводит подписчика.
По аналогии Aviasales стал платить веб-мастерам, которые приводили покупателей на сайт через маркированные ссылки и формы поиска. С момента запуска партнёрка обеспечивала до четверти всех бронирований и в дальнейшем стала самостоятельным каналом продаж авиационных и отельных сервисов.
2012 год
За первый год сеть выплатила партнёрам 25 миллионов рублей и было совершенно понятно — процесс пошёл. В 2012 году в топе выплат были веб-мастера, получавшие по семьсот тысяч рублей за месяц.
Проект рос со скоростью Falcon 9. К этому моменту было уже достаточно арбитражников, доменеймеров, трэвел-блогеров, а рынок только начинал складываться. В России работала лишь партнёрка Booking.com, поэтому когда Travelpayouts предложил формы поиска, это стало прорывом. А чуть позже появился первый white label, API и целый набор виджетов для ЖЖ (который был ого-го).
2013 год
Именно в этот момент «придумалось» название Travelpayouts. У Aviasales появился продукт для западных рынков Jetradar и отельный поисковик Hotellook. Нужно было идти дальше, поэтому позиционирование сервиса как «партнёрской программы Aviasales», о котором никто не знал, просто не сработало бы.
В России в 2013 году партнёром программы стал Артемий Лебедев: под каждым отчётом о поездке была форма поиска. И несмотря на кажущуюся простоту, разработать её было очень непросто. До сих пор блог Лебедева генерирует изрядное количество продаж, демонстрируя, что своё собственное медиа можно монетизировать не только через продакт-плейсмент.
Кроме Артемия к Travelpayouts тогда подключились крупнейшие ресурсы о путешествиях: travel.ru, Redigo и «Моя Планета».
2014 год
Год стал поворотным для Travelpayouts: партнёрская программа, которая до этого предлагала билеты и отели, стала сетью. Перемены были связаны с тем, что сервис стал открытым для сторонних продавцов. Появились визы от VisaToHome, экскурсии от Excursiopedia.com и трансферы от KiwiTaxi.
К этому моменту аффилиатные программы перестали быть чем-то удивительным для трэвел-сервисов. Да, подобные сервисы существовали и раньше — глобальные игроки Priceline и Expedia давно продвигались через аффилиатный канал. Но ещё никто не открывал свой продукт для внешних партнёров.
2015 год
Среди площадок Travelpayouts стали появляться сайты аэропортов. Вообще, это самый очевидный выбор, но долгое время страницы были оккупированы билетными кассами. Технологически они оставались где-то в нулевых, но всё равно никуда не девались.
К этому времени разница между метапоиском и агентом была понятна всем, поэтому сдались и аэропорты, осознавшие преимущество партнёрства для пассажиров. Первым стал сайт Шереметьево, за ним подтянулись Пулково, Симферополь и даже некоторые американские аэропорты.
2016 год
На этот год пришлись первые полмиллиарда рублей, выплаченные Travelpayouts партнёрам. Среди них, кстати, появились и большие компании. Например, Tele2. Мобильный оператор первым запустил проект, который позволял абонентам искать билеты и получать бонусы в рамках внутренней программы лояльности.
2017 год
Опыт с бонусами был многократно воспроизвели другие партнёры. Например, банк Home Credit запустил линейку карт «Польза» с кэшбек за покупки. Среди прочих предложений там были билеты и отели от Travelpayouts. То есть, конечно, от Aviasales, но технологически, юридически и финансово вся система работает через партнёрскую сеть.
На этот же год пришёлся очередной рекорд: максимальная разовая выплата партнёру составила 4,2 млн рублей.
2018 год
Предложения Travelpayouts доступны на сорока языках. Принцип простой: есть партнёр, который зарабатывает на индонезийском трафике, — надо переводить.
Кроме авиа- и отельных сегментов в линейке есть аренда авто, круизы, парковки, юридическая помощь. Глобально, это полный перечень услуг, которые могут пригодиться в путешествии. С Travelpayouts работают такие международные гиганты, как BlaBlaCar, Viator, Booking.com и многие другие. Кстати, услуги сейчас растут быстрее всего — буквально удваиваясь за год.
Самое главное, Travelpayouts выплатила свой первый миллиард. Это важно не только из-за того, что сумма кажется астрономической, но и потому что всё это время команда сервиса добросовестно переводила деньги партнёрам. Как Ланнистеры, которые платят всегда, мы ни разу не задержали деньги почти двухстам тысячам вебмастеров
Вместе с технологиями это, наверное, главное, что позволило Travelpayouts вырасти из партнёрского проекта Aviasales в крупнейшую мировую CPA-сетку, работающую с трэвел-трафиком.
Ну, и, конечно, ироничное отношение к себе. Ведь по поводу первой круглой даты Travelpayouts запустил игру «Кто хочет стать миллиардером». Непременно попробуйте, может, получится выиграть.