История Travelpayouts: от идеи до выплаты первого миллиарда
Как появилась и развивалась партнёрская сеть Aviasales.
Рассказывает, как всё было.
Travelpayouts позволяет зарабатывать на трэвел-трафике. Веб-мастера устанавливают инструменты сервиса к себе на сайт и помогают посетителям найти авиабилеты, отели и другие услуги. С каждой покупки Travelpayouts выплачивает веб-мастерам процент от суммы.
Человек может искать билеты на сайте Шереметьево или планировать поездку, получив за неё кэшбек бонусами «МегаФона» — за всем этим стоит Travelpayouts. Каждый раз, когда кто-то покупает билет или бронирует гостиницу, партнёр зарабатывает процент.
Во второй неделе декабря 2018 года таких процентов накопилось на миллиард рублей. То есть с первого дня своего существования Travelpayouts выплатил партнёрам один миллиард рублей.
Самое время подвести итоги и рассказать историю Travelpayouts от идеи до первого миллиарда.
2011 год
Travelpayouts появился как партнёрская программа Aviasales. Идею аффилиатного маркетинга Костя Калинов, создатель сервиса, подсмотрел в индустрии контента для взрослых. Там было совершенно нормальным делиться прибылью с площадкой, которая приводит подписчика.
По аналогии Aviasales стал платить веб-мастерам, которые приводили покупателей на сайт через маркированные ссылки и формы поиска. С момента запуска партнёрка обеспечивала до четверти всех бронирований и в дальнейшем стала самостоятельным каналом продаж авиационных и отельных сервисов.
2012 год
За первый год сеть выплатила партнёрам 25 миллионов рублей и было совершенно понятно — процесс пошёл. В 2012 году в топе выплат были веб-мастера, получавшие по семьсот тысяч рублей за месяц.
Проект рос со скоростью Falcon 9. К этому моменту было уже достаточно арбитражников, доменеймеров, трэвел-блогеров, а рынок только начинал складываться. В России работала лишь партнёрка Booking.com, поэтому когда Travelpayouts предложил формы поиска, это стало прорывом. А чуть позже появился первый white label, API и целый набор виджетов для ЖЖ (который был ого-го).
2013 год
Именно в этот момент «придумалось» название Travelpayouts. У Aviasales появился продукт для западных рынков Jetradar и отельный поисковик Hotellook. Нужно было идти дальше, поэтому позиционирование сервиса как «партнёрской программы Aviasales», о котором никто не знал, просто не сработало бы.
В России в 2013 году партнёром программы стал Артемий Лебедев: под каждым отчётом о поездке была форма поиска. И несмотря на кажущуюся простоту, разработать её было очень непросто. До сих пор блог Лебедева генерирует изрядное количество продаж, демонстрируя, что своё собственное медиа можно монетизировать не только через продакт-плейсмент.
Кроме Артемия к Travelpayouts тогда подключились крупнейшие ресурсы о путешествиях: travel.ru, Redigo и «Моя Планета».
2014 год
Год стал поворотным для Travelpayouts: партнёрская программа, которая до этого предлагала билеты и отели, стала сетью. Перемены были связаны с тем, что сервис стал открытым для сторонних продавцов. Появились визы от VisaToHome, экскурсии от Excursiopedia.com и трансферы от KiwiTaxi.
К этому моменту аффилиатные программы перестали быть чем-то удивительным для трэвел-сервисов. Да, подобные сервисы существовали и раньше — глобальные игроки Priceline и Expedia давно продвигались через аффилиатный канал. Но ещё никто не открывал свой продукт для внешних партнёров.
2015 год
Среди ��лощадок Travelpayouts стали появляться сайты аэропортов. Вообще, это самый очевидный выбор, но долгое время страницы были оккупированы билетными кассами. Технологически они оставались где-то в нулевых, но всё равно никуда не девались.
К этому времени разница между метапоиском и агентом была понятна всем, поэтому сдались и аэропорты, осознавшие преимущество партнёрства для пассажиров. Первым стал сайт Шереметьево, за ним подтянулись Пулково, Симферополь и даже некоторые американские аэропорты.
2016 год
На этот год пришлись первые полмиллиарда рублей, выплаченные Travelpayouts партнёрам. Среди них, кстати, появились и большие компании. Например, Tele2. Мобильный оператор первым запустил проект, который позволял абонентам искать билеты и получать бонусы в рамках внутренней программы лояльности.
2017 год
Опыт с бонусами был многократно воспроизвели другие партнёры. Например, банк Home Credit запустил линейку карт «Польза» с кэшбек за покупки. Среди прочих предложений там были билеты и отели от Travelpayouts. То есть, конечно, от Aviasales, но технологически, юридически и финансово вся система работает через партнёрскую сеть.
На этот же год пришёлся очередной рекорд: максимальная разовая выплата партнёру составила 4,2 млн рублей.
2018 год
Предложения Travelpayouts доступны на сорока языках. Принцип простой: есть партнёр, который зарабатывает на индонезийском трафике, — надо переводить.
Кроме авиа- и отельных сегментов в линейке есть аренда авто, круизы, парковки, юридическая помощь. Глобально, это полный перечень услуг, которые могут пригодиться в путешествии. С Travelpayouts работают такие международные гиганты, как BlaBlaCar, Viator, Booking.com и многие другие. Кстати, услуги сейчас растут быстрее всего — буквально удваиваясь за год.
Самое главное, Travelpayouts выплатила свой первый миллиард. Это важно не только из-за того, что сумма кажется астрономической, но и потому что всё это время команда сервиса добросовестно переводила деньги партнёрам. Как Ланнистеры, которые платят всегда, мы ни разу не задержали деньги почти двухстам тысячам вебмастеров
Вместе с технологиями это, наверное, главное, что позволило Travelpayouts вырасти из партнёрского проекта Aviasales в крупнейшую мировую CPA-сетку, работающую с трэвел-трафиком.
Ну, и, конечно, ироничное отношение к себе. Ведь по поводу первой круглой даты Travelpayouts запустил игру «Кто хочет стать миллиардером». Непременно попробуйте, может, получится выиграть.