Почему россияне не спешат сдавать технику на переработку
Хотя 43% относятся к инициативе положительно.
15 ноября — Всемирный день утилизации и переработки. По данным Минприроды, ежегодно в России образуется около 60 миллионов тонн твердых коммунальных отходов. В 2021 году в переработку ушло только 6 миллионов тонн.
Если серьезно не заниматься вопросом утилизации и переработки, то, с учетом быстро растущего населения и соответствующего роста потребления, можно оказаться на грани мусорного коллапса. К счастью, технологический прогресс позволяет успешно утилизировать и перерабатывать большую часть отходов. Остается только объяснить важность этого процесса населению и мотивировать его к ответственному потреблению.
Почему россияне не сдают технику на переработку
Не многие жители страны имеют привычку правильно утилизировать технику. Во многом это связано с низкой информированностью населения и слабо развитым сервисом переработки в регионах.
Ситилинк провел опрос среди жителей страны и выяснил, что более трети респондентов (43%) относятся к переработке техники положительно и лишь 6% считают это бесполезным. При этом 65 % россиян никогда ничего не сдавали на переработку. Лишь единицы утилизируют электронику (смартфоны, ноутбуки и т.д.) и крупную бытовую технику - по 5% респонндентов, а также по 6% – малую бытовую технику и телевизоры. Зато привычка сдавать на переработку батарейки и прочие расходники есть у каждого пятого опрошенного.
Чаще всего люди не сдают технику на переработку, просто потому что не знают, как это сделать (16%). 12% респондентов жалуются на нехватку времени, а по 10% считают, что вещь всё равно окажется на свалке или ещё может когда-нибудь пригодиться им самим.
Нужно удобство или денежное вознаграждение
Половина респондентов заявила, что вряд ли их что-то может дополнительно мотивировать передавать вещи на переработку. Некоторые участники опроса отметили, что задумались бы об утилизации техники, если бы им предложили удобный сервис (19%), денежное вознаграждение или купоны (13%). А кому-то хотелось бы, чтобы им просто объяснили, зачем это нужно (8%).
Этим летом Ситилинк совместно с сервисом «Убери» запустил успешный пилотный проект услуги утилизации для физических лиц в Москве и Санкт-Петербурге. Можно было просто оставить заявку и грузовое такси приезжало в удобное время и забирало техник - холодильник или стиральную машину.
За время тестового периода более 1000 покупателей передали на утилизацию почти 65 тонн непригодной бытовой техники и электроники: холодильники, стиральные машины, газовые и электрические плиты.
С ноября таким экосервисом могут воспользоваться более миллиона клиентов магазинов, расположенных не только в столицах, но и в 143 других городах России. Запустив этот проект, мы рассчитываем обратить внимание аудитории на актуальную проблему и предложить жителям страны доступное и понятное решение.
Новые требования по утилизации для бизнеса
Если утилизация техники в России пока что не является обязательной для обычных граждан, то у предприятий в скором времени альтернатив не останется. В 2023 году планируют внести изменения в закон о расширенной ответственности производителей и импортёров товаров и упаковки.
Сейчас в список товаров, подлежащих утилизации, входит 40 групп товаров и 10 групп упаковки, начиная с электронной и бытовой техники и заканчивая деревянной, стеклянной и пробковой тарой. Именно эти товары и упаковки производитель обязан будет регулярно собирать и утилизировать. Проще всего это осуществить с помощью профильных компаний-утилизаторов. За отхождение от нормативов по утилизации предприятию придется заплатить экосбор.
Чтобы помочь бизнесу мягко адаптироваться к новым правилам, Ситилинк запустил проект по утилизации техники для юридических лиц. Ритейлер будет подбирать для каждого заказчика оптимальную компанию-утилизатор с учетом региона присутствия, вида оборудования к утилизации, его объема и тарифов. При этом договор на утилизацию заключается напрямую с компанией-утилизатором.
Про опрос
Опрос проводился при помощи сервиса маркетинговых исследований Яндекс Взгляд. В опросе приняли участие более 1 200 респондентов в возрасте от 18 лет.