Студенческие стартапы. Чего не хватает молодым?
Мы часто слышим в последние годы, что дорогу молодым, пусть учатся делать стартапы с учебной скамьи. Отсюда новомодное «стартап как диплом» в ВУЗах. А в этом году ФСИ даже специализированный грант под это дело сформировал. И в этом посыле есть зерно истины, потому что у молодых студенческих стартапов есть те ошибки, которые им никак не помогут с текущим проектом, но набьют шишки для будущих успехов. Либо они ничему не научатся, потому что ещё не умеют слушать, кто знает.
В прошлой статье обещал рассказать о студенческих стартапах. С чего, собственно. Прошёл добротный хакатон в ЯрГУ по случаю завершения студенческой акселерации Цифра, где студенческим командам предоставили шесть кейсов от реальных заказчиков на разработку стартапов в своих областях. Это не что-то невиданное, существуют целые подборки запросов от корпоратов на технологии, которые они готовы рассмотреть на внедрение от стартапных команд. Например, тут и тут.
Я побывал на нём в роли эксперта для молодых и амбициозных, отслушал итоговые питчи по трем кейсам. У всех команд наблюдались одинаковые паттерны, характеризующие их слабые стороны (на текущий момент).
Здесь не пойдет речи о классическом: не уложились в 5 минут. Это свойственно и опытным командам, что уж греха таить. Здесь скорее упор будет на те моменты, которые стартап упускает в силу своей неопытности.
Хватит говорить не по делу – поговорим по делу.
Креативное мышление
Когда говорят про студенческие стартапы, главный аргумент в их пользу – не зашоренность взгляда, креатив, нестандартный подход к решению задач, вот это всё. В этом тезисе есть правда, ведь не имея опыта ты можешь мечтать и выдумывать невероятные вещи! Но, к сожалению, на практике, именно отсутствие насмотренности влияет на узость креативного потенциала. Ты просто не представляешь, что может быть иначе. И четкая поставленная задача не способствует тому, чтобы эту самую креативность проявить.
Наверное, это неплохо, ведь есть конкретный заказчик с конкретным запросом. Но если ты всё выстраиваешь так, чтобы облизать текущий запрос, то что дальше? Откуда черпать идеи? Как развивать продукт? Эпоха проектов одной задачи прошла. Продукт без развития = плохой продукт. А чтобы развиваться – нужны эти самые идеи.
Как итог: у всех один и тот же продукт с отличием в UI. Только код и остается что оценивать. Скучно. Где стартапный рок-н-ролл? Где идеи, как порвать рынок? Где нестандартный подход к решению задачи? Тебе сказали в кейсе: дайте нам ML, всё. Что есть другие технологии и варианты использоваться – слишком сложно. Это касается любого кейса. Это касается любого акселератора и хакатона. К большому разочарованию.
Конкурентный анализ
Ты делаешь крутой продукт, у тебя нет конкурентов. Избитая оскомина многих даже взрослых стартапов, которая звучит красиво, но является красным флагом для любого зрелого инвестора. Да что там инвестора, любой фонд, акселератор или корпорация разведут руками и пошлют на добром слове дорабатывать проект.
В чем же проблема? Можно списать на недостаток времени на конкурентный анализ. Но я готов сделать ставку по опыту работы со студенческими командами на то, что у них нет релевантного опыта в оценке продукта. Ты сделал пушку, бомбу, 10 из 10, такого на рынке нет. Но то, что десять джунов будут стоить дешевле твоей приблуды – не подумал. То, что сегодня эта задача решается другими инструментами, которые не хуже, просто в другой плоскости – ты не подумал. Бывает. Но стартапу важно уметь думать.
Бизнес-модель
У тебя есть заказчик. Ты сделал проект. А сколько он стоит то? Его разработка, внедрение, поддержка. Ты предлагаешь исключительную/неисключительную лицензию, подписку к SaaS, просто продаться с потрохами? Увы, у команд нет ответа. Вообще, мне кажется неудивительным, что нет понимания, как монетизировать проект, ведь… Откуда знать стоимость человекочаса, модели оплаты, способы доп продаж?
Поэтому на вопрос: “Какая бизнес модель?” все отвечали одинаково: “Ну, мы, вот, так, да” Ясно, что ничего не ясно. И это не проблема материала, который им давали, нет! Просто усвояемость таких знаний приходит от чего? От насмотренности и опыта.
Пока ты не просмотришь десятки сайтов работающих стартапов, пока не изучишь их ценообразование и каналы дохода, ты будешь слабо представлять ценность собственной работе. И слабо представлять, а где деньги то.
Масштабирование
Ладно, допустим, всё классно, твой проект удался. Успех, блеск, ты молодец. Что дальше? Проекты одного года никому не интересны. Должна быть динамика, развитие. Куда пойдешь теперь, как будешь искать клиентов, какие технологии внедрять? Ты готов тянуть на деньги от первого заказа или нужны посевные инвестиции? Подробнее о них я рассказывал тут.
Такие вопросы вызывают панику, потому что жизнь коротка, есть задача здесь и сейчас! Какое будущее? Сегодня если стартап не знает своего пути на ближайшие три-пять лет – у него будут проблемы. Не говоря уже о том, что это в целом приводит к неопределенности.
Здесь важно понимать, что нет ничего плохого в неопределенности на этапе идеи и проработки гипотезы. Но когда идею тебе дают на блюдечке и хотят от тебя конкретики, нужно начинать мыслить шире. В целом, всегда нужно мыслить шире.
Я перечислил четыре основных недостатка студенческих стартапных команд конкретного акселератора. Но он не единственный, где мне удалось побывать, и с кем поработать – картина везде одинаковая.
Главное, что хочется сказать – хорошо, что они пытаются. Значит, у них есть интерес, есть стремление к чему-то новому. Возможно, это и есть те необходимые шишки, которые удобно набить в студенчестве, чтобы зрелыми стартаперами бомбить на рынке. А если молодые начинания взлетят – по ходу дела разберемся. Это ли не дух стартапа?
Больше о том, как создать стартап и превратить его в единорога, читай в канале «🦆Нестартапер». В закрепе канала чек-лист на проверку, можно ли аккредитовать твой стартап как IT-компанию.
Подпишись на VC! Я начинаю цикл статей про типы стартапных команд.