Ошибки, с которыми столкнулась я, запуская свой бренд одежды Julie Petite
Такую статью я сама искала на просторах интернета почти два года назад, но не нашла. Всю информацию собирала по крупицам, она мне помогла, но это не точно. Сейчас уже с кучей шишек хочу поделиться с теми, кто решил без образования в области легкой промышленности запустить свой бренд одежды. Особенно эта статья будет полезна тем, кто вдохновляется историями по типу: "Я сшила одно пальто и потом еще одно, потом еще, и закрутилось, завертелось". Не верю.
Предистория
История бренда одежды для невысоких девушек Julie Petite началась весной 2017 года, когда я в очередной раз приехала из торгового центра без пальто и платья - на мой рост 153 см просто ничего не нашлось.
На тот момент я работала SEO оптимизатором в крупном медиахолдинге, имела неплохие представления в целом об интернет-маркетинге и только думала, каким бы бизнесом заняться, чтобы применить свои все знания и умения. И вот меня осенило - надо запустить свой бренд одежды для таких же невысоких, как я сама.
Проведя своими силами маркетинговое исследования, я обнаружила, что для роста ниже 160 см в Европе и Америке уже давным давно шьют линию Petite, но я за свои 30 лет о ней сама ни разу не слышала. Посмотрев запросы в поисковике в сервисе Вордстат, я поняла - что не слышала не только я - слово Petite никто не искал.
Подготовка к запуску
Итак. На старте мы имеем:
- 100 тыс рублей, которые копились на отпуск
- Дикое желание запустить свой бизнес
- Кое-какие знания в интернет-маркетинге
- Розовые очки (куда ж без них)
А надо было:
- Минимум 300 тыс руб
- Опыт работы в швейном производстве
- Знания в материаловедении
Сложность раз - полное отсутствие знаний в тканях и вообще в процессе производства одежды
Первая партия - комом
Начитавшись умной литературы, переслушав все вебинары по этой теме, я решила, что начать надо с небольшого количества артикулов и тестирования ниши. Найдя конструктора, который сделал лекала по картинкам из интернета, подобрав материалы, а затем и небольшой цех, который специализировался на пошиве мелким оптом, мне сшили мою первую партию одежды. Впоследствии она не выдержала даже фотосессии - лопнули швы. Рукава рубашки были пришиты локтем вперед, были криво пришиты даже лейблы, не говоря уже о швах…Сказать, что я расстроилась - не сказать ничего.
Уроки, которые я вынесла после первой коллекции:
- К конструктору для разработки лекал надо идти уже с кусочками тканей, которые хотите использовать при пошиве. То есть сначала выбираете ткань, потом делаете лекала.
- Обязательно отшивайте образец перед тем, как сшить партию одежды. Тестируйте образец растяжением, стиркой, глажкой.
- Закладывайте на пошив в 2 раза больше времени, чем вам говорят в цехе.
- Обязательно смотрите на оборудование, на котором вам будут шить. Если у вас трикотаж, то убедитесь, что в цехе есть 4-х или 5-ти ниточный оверлок и плоскошовная машина. В моем, оказывается, не было.
- Обязательно требуйте работать по договору
Сложность два: полное непонимание, как выбрать швейный цех и как принимать работу
- Конечно, договора не было
- Естественно - сроки были нарушены
- Деньги - потеряны
- Ткани - подобраны неправильно
Первая коллекция была исправлена другой швеей. Начиналось самое интересное - фотосессия и размещение в социальных сетях и в интернет-магазине. Последний, кстати, как у сапожника - до сих пор не доведен до ума, но основная часть клиентов все-таки приходит оттуда.
Контент - наше всё
Поскольку на пошив было потрачено больше денег, чем я рассчитывала, я стала искать способы сэкономить на фотосессии. Самый простой способ - взять на себя роль модели, прихватить подружку, найти на специальных сайтах начинающего и еще пока без короны на голове фотографа.
Так я еще никогда не ошибалась…
Сложность три: отсутствие опыта в профессиональных фотосъемках
Моя экономия на профессиональном стилисте, на дорогом фотографе и на модели привели к тому, что я фотографировала свою первую коллекцию три раза. И все три раза мне не нравился результат.
Уроки, которые я освоила после нескольких фотосессий:
- Хороший фотограф не может стоить 500, 1000, 1500 руб в час. Закладывайте на это минимум 4000 руб за час (Цены по СПб).
- Если вы не стилист, не стоит брать на себя эту работу. Стилист, который подберет к вашей одежде аксессуары и обувь - еще 3000 руб в час.
- Не экономьте на профессиональной модели.
- Также не стоит экономить на макияже и укладке модели - на фото очень сильно бросается в глаза плохой тон лица и некрасиво уложенные волосы. Смело плюсуйте еще 2500 руб.
- Аренда хорошей фотостудии - еще 1200 руб в час.
Несмотря на ужасные фотографии, начались продажи. Но тут следующая сложность.
Номер четыре. Отсутствие денег на оборот
Поясню. Когда у вас на руках имеются отработанные лекала и образцы, вы можете отшивать изделия мелким оптом по весьма сниженной цене. Ну например, шили по 2500 руб за платье, а можете шить по 600 руб.
Но мелкий опт считается от 3-5 единиц одного размера. А если вам надо сшить одно платье одного размера и вы не желаете «шить в мешок», то приготовьтесь заплатить в 3-4 раза дороже. Таким образом, после покупки изделия вам почти ничего не останется. И вы начинаете бегать по замкнутому кругу. К тому же не факт, что вещь, на пошив которой вы потратитесь, выкупят.
Так я пробегала долго, пока не решилась работать с известной интернет-площадкой. Комиссия с продаж там почти такая же, как если вы будете работать с оптовиком. Соответственно, чтобы зарабатывать, надо либо повышать цену за изделие и ждать, что кто-то купит вашу вещь «no name» за 7-10 тыс руб, либо сокращать расходы на изготовление одной единицы.
Ошибка номер 5 уже дышала мне в спину, когда я пошла вторым путем и….запустила свой швейный цех. Кстати, помещение я искала, лежа в роддоме, а просматривала их - с двухнедельным ребенком на руках. Нужно было срочно сделать первую отгрузку вещей на склад и декретный отпуск был отложен.
Ошибка номер пять. Запустить свой швейный цех при нестабильных продажах
Свой швейный цех имеет два очень весомых преимущества:
- Вы можете сами контролировать пошив изделия от начала и до конца
- Если появляется необходимость быстро сшить заказ, то на это потребуется 1 день
Пожалуй, всё.
Вы, конечно, нарисовали уже идеальную картинку:
- как снимаете недорогое помещение;
- покупаете оборудование, которое не такое уж дорогое;
- нанимаете работников и платите им за единицу одежды в 5 раз меньше, чем на аутсорсе;
- контролируете качество каждой единицы;
- берете сторонние заказы и зарабатываете еще и на них;
- в вашем цехе всегда чисто, уютно, дизайнер бегает с эскизами, у конструктора-закройщика руки-ножницы быстро все кроят, швеи быстренько шьют, а вы пакуете и отправляете.
На деле же очень серьезные проблемы с кадрами. Нет. Не так.
ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ С КАДРАМИ
Очень большие расходы на зарплату сотрудникам.
Голова постоянно забита мыслями: как обеспечить всех работой и почему так быстро расходуются ткани и фурнитура.
Сразу видна картинка, что продажи то идут не так быстро, как шьют швеи.
Но от этих хлопот начинают быстрее работать мозги: появляются новые идеи сбыта своего товара, набиваются шишки по управлению персоналом, учишься считать свои кровные и наконец-то, осваиваешь программу 1С (будь она не ладна). Ну и конечно, в перерывах, не забываешь иногда быть примерной женой и любящей мамой.