Как потратить 15 миллионов рублей на идею коворкинга и прогореть
Рассказываю, что может пойти не так, где искать целевую аудиторию и при чем здесь телебашни.
Привет! Меня зовут Влад, уже семь лет я руковожу нижегородской IT-компанией Volga-Volga, которая разрабатывает готовые IT-решения для бизнеса. За это время мы придумали экосистему для ритейла, который охватывают всю страну, помогали развивать хип-хоп культуру и обзавелись горьким опытом по созданию коворкинга SHARE.
Почему именно коворкинг?
На самом старте Volga-Volga мы кодили практически на коленках в офисе площадью в 15 м², и уже через год нам там стало тесно. К счастью, смежный к нам офис освободился, и соседи переехали. Мы решили поступить радикально: прорубили дверь и объединили их старый офис со своим. Еще через год нашей команде стало мало уже в 150 м². Переезжать в четвертый раз за пять лет было тяжко, и мы решили, что возьмем сразу большое и удобное помещение, а часть мест будем сдавать в аренду. Мы видели это так: организуем пространство площадью в 800 м² с несколькими офисами и open space с дополнительными местами, где 70% будут использоваться под коворкинг, а остальное — для нас.
Первые проблемы
До этого мы всегда делали ремонт самостоятельно, трансформировали пространство под себя, потому что отыскать симпатичное готовое помещение в городе — целая эпопея. В этот раз, учитывая большой метраж, найти нужное пространство было еще сложнее. Я потратил на это восемь месяцев, и ближайший вариант, который подходил под наши запросы, был площадью в 1500 м². Это был слишком амбициозный план, и одними своими силами тут было не обойтись. Предварительно мы общались с городским IT-сообществом и партнерскими компаниями, чтобы узнать, готовы ли они заехать в коворкинг. Так, мы нашли четыре компании, которые захотели поселиться у нас в пространстве, а одна из команд — дизайн-лаборатория Mish стала партнером и кофаундером проекта.
Все включено
Мы изучили рынок, посмотрели коворкинги в Москве и регионах. Сравнивая не только со столицей, где больше трехсот коворкингов, но даже с Краснодаром или Самарой, в Нижнем их меньше в два-три раза и можно пересчитать по пальцам.
Мы хотели создать точку притяжения для айтишников, настоящий офисный all inclusive: круглосуточный вход по пропускам, просторная и удобная кухня с безлимитным кофе и печеньем, душевая, зоны для спорта и отдыха, 5 переговорных комнат с телевизорами и маркерными досками. А местоположение пространства главный транспортный узел, рядом метро, десять минут до центра.
Стоимость месячного абонемента у нас — 8 тысяч рублей, в то время как в Москве подобное в среднем обходится в 20-30 тысяч, а у конкурентов с худшими условиями — 7 тысяч. Эта стоимость показалась соразмерной условиям, которые мы предлагали. С такой ценой в ноль пространство начинало работать при 60% загрузке.
Что насчет ремонта?
За три месяца мы полностью изменили пространство: сделали перепланировку, перегородку, новые санузлы и отдельную кухню. На весь ремонт мы потратили около 12 миллионов. У нас даже возник конфликт с партнером, потому что моя философия — стараться максимально экономить, а у партнера — выбирать только качество, хотя, мне кажется, за деньги его не купишь. Мы подсчитали, что будет выгоднее не купить шаблонную мебель из дешевого ДСП, а обратиться с заказом на мебельное производство. Там нам изготовили деревянные столы с уникальным рисунком, прочность которых мы проверяли на краш-тестах, били и заливали их кофе. В итоге в пространстве появилась качественная мебель, на которой мы еще и сэкономили миллион рублей.
Продвижение
Одним сарафанным радио было не обойтись, и мы начали промо-кампанию продукта: использовали таргет, создавали материалы ВКонтакте и других соцсетях, о нас писали региональные медиа. Я даже выступил в эфире радио, чтобы рассказать о пространстве. Особенной конверсии аудитории в наши резиденты не произошло. Для многих в городе формат коворкинга оставался диковинкой, нередко звонили узнать, что это такое. Мы пытались делать мероприятия, но и это не помогало. Единственное, что сработало — работа с очень узкой ЦА: мы отфильтровали нижегородцев в крупных IT-сообществах и запустили по ним таргет. Эта механика работала два-три месяца, но даже выжав из нее все что мы могли, мы не смогли заполнить пространство. При этом эту схему мы рекомендуем. Если у вас есть какие-то собственные лайфхаки, где найти аудиторию, поделитесь ими в комментариях.
Единственное, что сработало — работа с очень узкой ЦА: мы отфильтровали нижегородцев в крупных IT-сообществах и запустили по ним таргет.
Вы пробовали выключить и включить?
Прозвучит иронично, но одним из глобальных фейлов во время ремонта стал интернет. Оказалось, подключить Wi-Fi на такую площадь — задача со звездочкой. И первые, кто с ней не справился — это Дом.ру! Они нарушили условия договора, спустя три недели настройки он попросту не коннектился. Потом еще три недели они его отлаживали, и к этому времени у нас закончились арендные каникулы. Из-за Дом.ру мы потратили впустую 500 тысяч рублей только на одну аренду и задержали пуск проекта.
Проблема была также из-за того, что рядом со зданием стоит телебашня, которая мешает сигналу. Мы долго выбирали подрядчиков, и в итоге решили эту проблему сами, а для дополнительной стабильности также протянули проводной интернет.
Местная «Эйфелева башня», которая глушила нам сигнал. Фото: Нижний800
Лучшее — враг хорошего
Мы думали создать крутое пространство, и отталкивались от формата коворкингов компании WeWork: гибкое рабочее пространство, современный и стильный дизайн, новая техника и удобная мебель. На тот момент аналогов таких пространств в Нижнем Новгороде почти не было, в отличие от тесных и неуютных коворкингов. По итогу оказалось, что за наши классные бонусы: безлимитный интернет, душевую, настольный теннис и футбол — доплачивать разницу в тысячу рублей, как у наших конкурентов, люди не будут. Они выбирали вариант с худшими условиями, но дешевле.
Оказалось, что за наши классные бонусы доплачивать разницу в тысячу рублей люди не будут. Они выбирали вариант с худшими условиями, но дешевле.
План минимум
На моменте запуска мы планировали прирост на 10-15 абонементов в месяц и начали продажу, уверенные в своем продукте. На деле к этим показателям мы приблизились только спустя год, и по факту в месяц приходило по 3-4 человека. У нас был план окупиться в течение двух лет, сейчас он сдвинулся минимум на 2 года, и вместо прибыли возникло множество финансовых проблем.
Чек-лист адекватности вашего плана
Задайте себе эти вопросы, чтобы оценить, стоит ли игра свеч.
Кому это нужно?
Тут важен дотошный ресерч, есть ли спрос на этот рабочий формат. Возможно, люди скорее отправятся работать в тайм-кафе или шумную кофейню. В том же Краснодаре, где населения тысяч на сто меньше, чем в Нижнем, культура коворкингов развивается активнее. Возможно, это связано с поддержкой местных органов власти, а сами коворкинги становятся своеобразными IT-кампусами — в Нижнем это пока не котируется.
Насколько удачна локация?
Вроде, для коворкинга это было так: он находится на транспортном узле города, недалеко от центра города, где есть недорогая парковка. Но вспомнив историю с телебашней и косячным интернетом, обнаруживаешь подводные камни.
Оправданы ли траты?
Продуманная планировка, удобная мебель, высокий сервис, доступ 24/7 и бесплатный кофе — все это классно, но, возможно, будет достаточно бесперебойного интернета, если комфорту предпочтут вариант подешевле?
Чему этот опыт нас научил
Пока мы не готовы закрывать коворкинг, хотя о прибыльности говорить невозможно. На нас также сказалась массовая релокация айтишников: переехало 20% наших опен-спейс резидентов, а одна компания освободила офис.
Готовых решений у нас сейчас нет, хотя у Нижнего огромный потенциал, и есть амбиции создать здесь крупный IT-кластер, вроде местного «Сколково». Меняется городская среда, увеличивается туристическая привлекательность, а значит и отношение к комфорту: инфраструктуре, сервису, безопасности — гляди, так однажды и «столицей коворкингов» станем.
Год назад я искал себе коворкинг в спб - первый раз в жизни. Было два варианта относительно недалеко от дома. Один какой-то невнятный, территория то ли бывшего завода, то ли ещё частично работающего, за 8,5к в месяц, после звонка пробный день назначили на следующий день. Тогда я не стал терять время и пошел в "практик" - там меня встретило примерно то же, что описал ТС: современный дизайн, круглосуточный доступ по карточке, отдельные комнаты, гардероб, санузел современный, интернет, кухня, кофе, стулья хорошие. Мне так понравилось, что при стоимости в 18к в месяц я даже не пошел смотреть вариант за 8,5. Это было в ноябре, съехал только в марте, когда из-за известных событий мой доход упал почти в два раза, а стоимость коворкинга поднялась до 20к. Пришлось вновь работать из дома под шум семьи.
...просто в тему коворкинга :)
"Оказалось, что за наши классные бонусы доплачивать разницу в тысячу рублей люди не будут. Они выбирали вариант с худшими условиями, но дешевле." Это очень во многом так. Бонусы - для привлечения и заманивания покупателя. Но если выше цена - на них большинство и не посмотрит. Цена очень во многих аспектах решает всё. Посмотрите на автомобильный рынок, как весьма развитый - там работает точно так же. Причем не важно, в России, Индии, Германии или США. Цена делает всю работу, при прочих равных. Поднимешь и никто даже не посмотрит на твои плюшки и фишки.
Тут вопрос все же разницы, за 1т мы существенно больше предлагаем.
Для нас было лучше иметь доп расходы, но чувствовать себя комфортно на работе, поэтому мы не стали заезжать в существующие коворкинги
"В том же Краснодаре, где населения тысяч на сто меньше, чем в Нижнем, культура коворкингов развивается активнее." - есть рабочие метрики со стороны спроса, которые могут опровергнуть это утверждение
Я опирался на количетсво мест и их заполненность
Ну для понимания сейчас в Нижнем Новгороде осталось 2 больших коворкинга, один из которых фактически нарезанные офисы и это 1,2 Млн человек в городе. При этом состояние по заполнению у нас я описал
В Краснодаре на 700к год назад, когда смотрели было минимум 2 больших с опенспейсами, а сейчас открылись новые. Когда обзванивали один из них был практически полный и ребята масштабировались на новый
А, т.е сразу было не понятно что эта идея обречена если вы не собственник
Не совсем) с собственником у нас хорошие отношения и он нам переодически помогает. Кроме того на старте было 4 компани, которые заезжали, ну и в целом комфортных офисов в городе не так чтобы много