Статья-перформанс: основатели brainbox.VC питчат свой стартап — а у читателей хватает денег, чтобы стать его инвесторами
Привет! Мы — стартап-студия Brainbox. В этой статье расскажем, что не так с инвестированием в стартапы сейчас, как мы планируем улучшить этот рынок, на какие вопросы отвечает хороший питч дек, и, попутно, почему одни страны богатые, а другие бедные. Это наш питч перед вами — в конце предложим вам стать инвесторами (спойлер: денег на это хватит у всех). Погнали!
Что не так с рынком стартапов
Сейчас рынок стартапов устроен так, что только узкий круг очень богатых людей решает, каким бизнесам дать шанс на развитие, а каким — нет. Естественно, такая система периодически дает сбои.
Недавний пример с Immigram тому подтверждение. Стартап, который помогает россиянам, украинцам и людям из менее благополучной восточной Европы из IT-сферы оформить «визу таланта» в Великобританию, сначала получил миллион долларов инвестиций на конкурсе питчей Slush в Финляндии, но вскоре это решение отменили — из-за того, что Immigram ведёт часть операций и платит налоги в России. Не беремся утверждать, кто тут прав и кто виноват, но решение было принято буквально за сутки организаторами конкурса единолично — отличный пример принятия решения об инвестициях без какого-то публичного обсуждения и обоснования — а обсуждения и голоса за решение и против уже несколько дней не утихают в социальной сети LinkedIn.
Другой пример, который раскрывает эту проблему — инвестиции в женские стартапы. Исследования Dsight — платформы аналитики hi-tech рынков — показали, что стартапы, основанные женщинами, инвестируют в 23 раза меньше, чем в стартапы, основанные мужчинами, а объемы привлеченных средств меньше в 3 раза (если вы вдруг подумали, что это просто такой уровень женских идей и бизнесов, то вы сексист или сексистка — да, сексизм бывает интернализированным). Мы снова не думаем, что кто-то злонамеренно проявлял мизогинию — просто гендерные стереотипы так глубоко и порой незаметно в нас сидят, что мы иногда проявляем сексизм на самых разных уровнях, сами того не замечая.
При этом предприниматель_ницы — это люди, формирующие образ будущего, а в случае успеха их бизнеса — мир, в котором мы будем жить через 5-10 лет.
И нам бы очень хотелось, чтобы выбор стартапов (а с ними и путей, по которым пойдёт наш мир) был максимально эффективным. Мы видим, что в текущей конструкции есть провалы эффективности — и, кажется, мы знаем, как это починить 🤞
Как это исправить
Давайте ещё раз присмотримся к тому, что происходит:
- есть какое-то пространство разных идей, которые фактически формируют, как мы будем жить в очень ближайшем будущем;
- есть принятие решений о том, каким идеям-образам будущего дать шанс, а каким нет;
- есть очень узкая прослойка людей, которые это решают.
Ничего не напоминает? Бинго! Да, очень похоже на политический строй, а точнее – на автократические, авторитарные политические режимы.
Из исследований долгосрочного экономического роста мы знаем, что чем больше разных людей участвуют в принятии решений относительно будущего, тем более эффективными оказываются эти решения и более благоприятным это будущее (а мерой эффективности выступает рост экономики). Возможность участия всех называют инклюзивностью, а недопущение — эксклюзивностью. Инклюзивность достигается через доступность. Сделав инвестирование в стартапы доступными каждому, мы сделаем этот процесс инклюзивным и эффективным — а значит и мир, в котором мы все будем жить, — лучше.
Если вам интересно разобраться в этой теме, рекомендуем прочитать очень хорошую книгу «Почему одни страны богатые, а другие бедные», написанную американским экономистом турецкого происхождения Дароном Аджемоглу совместно с британским экономистом и политологом Джеймсом Аланом Робинсоном.
Инклюзивность и краудинвестинг
Пожалуй, самая большая проблема доступности, которую мы наблюдаем при инвестировании в стартапы, — это чек. Обычно, бизнес-ангелы инвестируют от 100 тыс. долларов — и это должны быть не все твои сбережения, а свободные 100 тыс. долларов, которые в перспективе нескольких лет могут превратиться в миллионы или даже десятки и сотни миллионов долларов, но точно так же ты можешь их потерять (второе, в среднем по больнице, происходит раз в этак десять чаще).
И тут нам на помощь приходит краудинвестинг. Это механизм, при котором любой человек может инвестировать в понравившийся стартап буквально несколько тысяч рублей и получить в нем долю. Если вам интересно подробнее разобраться в устройстве краудинвестинга, на vc есть отличная подробная статья по теме.
Раньше в России не было законодательной базы, которая разрешала бы подобный механизм, но в 2019 был принят закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных площадок», который открыл такую возможность. В этом же году похожий законодательный акт был принят в Казахстане.
Краудинвестинг с небольшим входным чеком для инвестора позволит большому количеству совершенно разных людей голосовать рублем за будущее, в котором мы будем жить. Кроме того, это новый финансовый инструмент: средне- и долгосрочные инвестиции с очень большой доходностью. Конечно, инвестиции в стартапы на начальных этапах — высокий риск, но с платформой Brainbox.vc он станет ниже — стартапы, опубликованные на платформе, прошли своего рода дью-дилиженс от команды Брейнбокс перед размещением, мы верим в их успех сами и вкладываем 10% от раунда, если они собирают оставшиеся 90%.
Стартапам краудинвестинг позволит не только собрать инвестиции на запуск и развитие, но и оценить отклик — увидеть, насколько поднимаемые ими проблемы актуальны для людей и насколько пользователи разделяют их решения.
Это также будет полезно для крупных инвестор��в, поскольку позволяет прикинуть потенциал стартапа. Если большое количество человек поддержали проект рублем, то шансы на успех выше.
Вторая большая проблема доступности — это экспертиза инвестора. Бизнес-ангелы — бизнесмены, поэтому обладают широкой экспертизой и насмотренностью: понимают разные рынки и бизнес-модели, отличают сильные команды от слабых. Эту проблему доступности мы тоже уменьшаем.
Во-первых, как мы уже писали выше, мы отбираем стартапы, работаем с ними, валидируем всю информацию. Но, что важнее, чтобы облегчить выбор стартапа, мы просим фаундеров указывать миссию и тот образ будущего, который они предлагают.
Мы верим, что ясная и важная миссия, которую разделяет вся команда, и которая эту команду драйвит — это то, что отличает успешные бизнесы от неуспешных. Наши частные инвесторы смогут ориентироваться на самое главное в подобных инвестициях — на миссию и большую идею, потому что так и надо принимать решение об инвестициях на начальных раундах. Таким образом мы не только повышаем инклюзивность, но и вероятность успеха каждого нашего стартапа — а значит, и вероятность успеха каждого нашего инвестора.
На платформе Brainbox.vc в стартап может вложиться даже тот, кто никогда этого не делал, ещё и потому, что мы с помощью общедоступных технологий берём на себя процесс совершения и сопровождения сделок. Все операции проходят онлайн — никаких бумаг и офлайн-встреч, инвестировать можно в пару кликов, не выходя из дома.
Про питчи и питч деки
Кажется, вы уже догадываетесь, что текст выше — это наш питчинг вам. Мы надеемся, что вы поверите в нас и станете нашими инвесторами.
Кстати, хороший питч дек по версии Brainbox должен отвечать на три главных вопроса
- Как мы сделаем мир лучше, чем сейчас.
- На чём мы собираемся зарабатывать, когда и сколько.
- Сколько денег мы просим — и на что именно мы их потратим.
А ещё нужно разбираться в том, что делаешь, и быть готовым к куче вопросов о рынке, конкурентах, преимуществах, об учтённых и неучтённых рисках и т. д
Мы уже рассказали вам о мире, в который мы хотим прийти: каждый может инвестировать в стартапы на любых стадиях, таким образом получая доступ к новому финансовому инструменту и, что важнее, возможность на мир, в котором мы все будем жить.
Теперь давайте посмотрим, на чём мы будем зарабатывать и какую доходность, как мы предполагаем, получат наши инвесторы.
У нас есть два крупных источника денег: капитализация и деньги, который мы получаем от непосредственной деятельности.
Начнем со второго — у нас есть три источника выручки:
Эта выручка позволит нам обеспечивать свои операционные расходы. На картинке ниже — распределение выручки и расходов по годам:
Такая устойчивость и самодоходность делают нас инвестиционно-привлекательными, так как снижают риски, что мы будем торопиться в следующие раунды и привлечём деньги по не лучшей оценке.
Но что нас делает по-настоящему привлекательным проектом — это капитализация. В нашем случае она состоит из капитализации самого бизнеса Brainbox (как площадки для инвестиций и финтех-продукта) и капитализации наших стартапов (мы закрываем 10% каждого успешного раунда). Каждый успешный стартап делает богаче своих инвесторов, среди которых есть и Brainbox.
Мы сейчас привлекаем инвестиции ровно на фонд собственных инвестиций. Если стартап хочет собрать 10 млн рублей, мы будем инвестировать 1 млн рублей, в каждый проект, которому удалось собрать на платформе оставшиеся 9 млн рублей. Мы целимся в успешное закрытие 50 раундов в год, поэтому нам нужен фонд в 50 млн рублей на ближайший год. 30 млн рублей у нас есть, а ещё 20 млн мы собираем в текущем раунде инвестиций.
В завершение нашего питчинга давайте посмотрим, имеют ли инвестиции в несколько тысяч рублей вообще хоть какой-то смысл. Допустим, если сейчас вы купите акций на 10 тысяч рублей в самом начале пути нового проекта (пре-сид, сид раунды), то в следующие 5-10 лет они могут вырасти в 50-70 и даже в несколько сотен раз — именно в столько раз за этот период может вырасти стартап, ставший единорогом. Хороший пример стартапа, который за 7-8 лет вырос в сотни раз от первого раунда — российская онлайн-платформа Miro, которая в 2020 году оценивалась в $725 млн, а в 2022 уже в $17,5 млрд — рост в 24 раза за 2 уже вполне зрелых года проекта! А теперь представте представьте, во сколько оценивали Miro в первые года 2014 - 2015 годах — вряд ли больше, чем пару миллионов долларов.
Резюмируем:
1. Нам нужно сделать инвестирование в стартапы доступным каждому — инклюзивность сделает этот рынок и этичнее, и эффективнее.
2. Достичь этого поможет краудинвестинг — механизм, при котором любой человек может вложиться в интересующий стартап и проспонсировать картину будущего, которую он предлагает. Он законодательно доступен в России и Казахстане с 2019 года.
3. Платформа Brainbox предлагает любому вложиться в отобранные нами стартапы. Все операции совершаются онлайн, все стартапы проверяются и презентуются в едином и понятном каждому формате.
4. Прямо сейчас вы можете инвестировать в саму платформу — тем самым поучаствовать в демократизации рынка инвестирования в стартапы и вернуть свои инвестиции с многократным ростом, если у Brainbox всё получится.
В конце любого питча инвесторы задают вопросы и принимают решение об инвестициях — вот и мы ждем вас в комментариях. Спрашивайте, ответим на все.
А если вы уже в невероятном восторге от нашей картины инклюзивного будущего и хотите, чтобы мы приблизили это будущее — приглашаем вас стать инвесторами нашей платформы brainbox.vc.
Наблюдать за нашей жизнью можно ещё в телеграм-канале.