Почему Ты не приживешься в Европе, хоть Ты и вАйти. Или размышления о различиях индивидуализма и коллективизма

Рассказываю, откуда взялись эти понятия, на что повлияли и почему 'нашему' человеку бывает так странно на 'Западе'.

Во-первых, определим, что такое ‘наш человек’ — россиянин/беларус, ~25-55 лет отроду, как правило, из крупного города, предприниматель/самозанятый/управленец/айтишник (либо около), кто недавно уехал/уедет/собирается. Куда-то — Туда 🤫

Во-вторых, что такое ‘странно’:

  • Это когда не удается прижиться в новом для себя обществе;
  • Когда улыбки кажутся фальшивыми;
  • Когда “у них” — нет настоящей дружбы;
  • Когда кажется, что от Тебя слишком много требуют;
  • Когда государство действительно не влезает в Твои дела;
  • Когда все вокруг порой слишком самоуверенны;
  • Когда “они” — ничего не понимают;
  • Когда “а вот у нас”.

И в-третьих, что такое ‘Запад’ — это не Дубай, и не Турция, это, в первую очередь — ЕС (те, что левее, во всех смыслах), Штаты, и еще некоторые страны, типа Израиля, Японии и пр.

Пр. — это про капитализм. И тут мы уже буквально в нескольких шагах от сути. Даже стоим прямо на ней, но потребуются пояснения. Итак:

Сначала было слово. Тьфу, не туда!

Сначала был коллективизм.

Независимость и “самость” в таких обществах была позволена лишь избранным — и та, зачастую, незамедлительно каралась.

<i>Жанна Д'арк проявляет индивидуальность и независимость, XV век, Франция</i>
Жанна Д'арк проявляет индивидуальность и независимость, XV век, Франция

Индивидуализм же начал широко распространяться в Европе лишь к концу позднего средневековья — в эпоху Возрождения (это 16 век).

Причем речь шла не столько о том, чтобы конкретному индивиду отделять себя от общества — сколько о том, чтобы снизить давление на отдельно взятого человека со стороны других людей.

Собственно, именно это понимание индивидуализма легло в основу работы Адама Смита “Богатство народов” (это тот, который считается одним из основоположников экономической теории в принципе), в которой он сформулировал базовый принцип капитализма:

Когда человек заботится о личной выгоде, желает он того или нет — он приносит бОльшую пользу обществу, чем если сознательно стремится к общему благу.

Шли годы, индивидуализм крепчал — что нравилось, разумеется, не всем игрокам на нашей планете. Те, кто продолжал развивать коллективистские идеи, стали трактовать индивидуализм как, в первую очередь, отрицание общественных ценностей и восхваление эгоизма, — то есть придавали ему негативный окрас.

Таким образом, к 19 веку мир заметно разделился на две идеологии:

  • “Я” мышление
    Где общество строится по принципу “каждый сам за себя, плюс взаимовыгодное взаимодействие с остальными членами общества”.
    Выделяться в таких обществах — поддерживается.
  • “Мы” мышление
    Где общество и есть основной выгодополучатель всего, и каждый член общества выступает лишь в роли его ничтожной частицы.
    Выделяться в таких обществах — порицается.
<i>Индивид пытается реализовать свой потенциал в разных обществах. CCX век, Метавселенная.</i>
Индивид пытается реализовать свой потенциал в разных обществах. CCX век, Метавселенная.

Таким образом, на “Западе” с раннего детства в мышление закладываются основы индивидуализма: маленькие семьи, беспристрастная система образования, отношение к карманным деньгам, - все это способствует развитию самостоятельности.

Важным следствием подобного мышления является норма открыто высказывать и защищать свое мнение — что считается эдаким двигателем прогресса. Фридом оф спич, как грится. Мне кажется - это вот именно об этом, а не про плюрализм СМИ, хотя и это — как следствие.

В 20м веке исследования этого вопроса выходят на новый уровень:
Дядечка Герт Хофстеде — нидерландский социолог, разрабатывает методику исследования обществ по этому вопросу, и, если кратко, то все сводится к вот такой вот табличке:

<p><i>A. Sherman tr. - Hofstede G. Cultures and Organizations (Software of the Mind). Harper Collins Publishers, 1994</i></p>

A. Sherman tr. - Hofstede G. Cultures and Organizations (Software of the Mind). Harper Collins Publishers, 1994

Различия весьма очевидны и, думаю, достаточно ярко ощущаются где-то на подкорке сознания.

А что же у нас? Почему так, и как с этим быть?

Согласно исследованиям, показатели 'Западных' стран по индексу индивидуализма варьируются в районе 70-90, 'Восточных' — 15-50, а Россия…

Россия находится где-то в районе 45-55, то есть — на самом рубеже.

Мне кажется, кто “умеет в цифры” — сейчас ощутит некое подобие озарения и поймет, в каком же непростом обществе мы росли и воспитывались, и с каким мировоззрением и мышлением сейчас усиленно занимаемся релокациями.

Кто не умеет, вот мое мнение — мы словно маугли, рожденные человеками, но по факту брошенные и попавшие в царство короля обезьян:

Росли в достаточно консервативном, но с 90х не закрытом, обществе — что для меня сродни Большому Взрыву в сознаниях наших людей. В особенности — для молодежи:

Смотри — но не трогай, трогай — но не пробуй на вкус, пробуй — но не смей глотать!

Адвокат Дьявола

Однако, it is what it is — и важно знать и понимать эти отличия, чтобы если не легче интегрироваться, то хотя бы проще перенести тот резонанс, что ждет нас там, впереди. Да и просто: чуть лучше понимать себя и окружающий мир.

И важно помнить, что правильных ответов и путей нет, но есть — разные.

<i>Rick and Morty, season 1, episode 2, "Lawnmower Dog".</i>
Rick and Morty, season 1, episode 2, "Lawnmower Dog".

Автоответ на некоторые комментарии:

  • Hofstede G. Culture's Consequences: Intern Differences in Work-Related Values. Beverly Hills, L., 1980
  • Наумов А. Хофстидово измерение России (влияние национальной культуры на управление бизнесом). – Менеджмент. 1996
  • Hampden-Turner Ch. When Two Worlds Collide. – Intercultural Management Consulting. 2000S.H.A Theory of Cultural Values and Some Implications for Work. – Applied Psychology: an international review. 1999
  • Данилова Е., Тарарухина М. Российская производственная культура в параметрах Г. Хофштеда. – Мониторинг общественного мнения. 2003
  • Латов Ю.В., Латова Н.В. Российская экономическая ментальность на мировом фоне. – Общественные науки и современность. 2001
3636
113 комментария

Воспринимать "запад" как нечто единое - ошибка, на мой взгляд. Расскажите про маленькие семьи итальянцам, например.

26
Ответить

или шведским семьям с их минимализмом и 10 детьми)

5
Ответить

Записывать в Запад Японию это не ошибка, это идиотизм

4
Ответить
Комментарий удалён модератором

Комментарий недоступен

1
Ответить

Автор, самые свежие источники у Вас – 20-летней давности. Для социологии это непотребно.)
Коллективизм в России - это патернализм.
И верно указывают в комментариях выше: Запад разный. В Черногории, Финляндии, Швеции на общинах/коммунах и держится государство. По ощущениям, индивидуализм там выражен намного слабее, чем в РФ.

19
Ответить

Вот тоже самое ощущение у меня. Живу в Великобритании и как мне кажется общество менее индивидуалистично, чем в России.
Это начиная с бытовых моментов вроде того, что соседи здороваются даже в Лондоне и оказывают друг другу мелкие услуги, и заканчивая общественным мнением, что если начинаются проблемы у людей, то государство обязано им помочь.

Вот недавно была история, двухлетний ребенок умер из-за заболевания вызванного плесенью в квартире. Реакция в России была бы: как родители могли довести квартиру до такого состояния, реакция в Англии: ах, почему о них не позаботились и не отремонтировали им квартиру.

2
Ответить