Шесть трендов корпоративного онлайн-обучения, которые нельзя игнорировать
Руководитель отдела корпоративного обучения iSpring Светлана Ильина и редактор Ольга Кокоулина — о том, какие инструменты стоит внедрить, чтобы быстрее выращивать профессионалов в компании.
Виртуальная реальность, искусственный интеллект и чат-боты. Корпоративное онлайн-обучение стремительно развивается: появляются новые жанры и форматы. Мы обсудили его будущее с ведущими зарубежными экспертами отрасли, и готовы поделиться ключевыми выводами.
Перед вами шесть тенденций, которые повлияют на корпоративное онлайн-обучение в 2019 году. Одна из них оказалась довольно неожиданной.
1. AR и VR набирают обороты
Дополненная (AR) и виртуальная реальности (VR) на слуху уже пару лет, и вот, наконец, тренд добрался и до сферы обучения. Учащиеся — в первую очередь люди. А люди, скажем честно, не хотят штудировать скучные учебники. А также за их внимание борются сотни раздражителей: видеоролики на Youtube, лента новостей во «ВКонтакте» и даже постоянные сообщения от коллег в корпоративном мессенджере.
В этом плане AR и VR отлично справляются и с вовлечением, и с развлечением пользователей.
В сентябре 2018 года Walmart купил 17 тысяч гарнитур Oculus Go. Более миллиона сотрудников знаменитого ретейл-гиганта почти в 5000 магазинов по всему миру теперь прокачивают на виртуальных полигонах. В частности, продавцов Walmart учат быстро обслуживать клиентов во время «Чёрной пятницы», когда число посетителей зашкаливает.
В KFC с 2018 года на виртуальном тренажёре новичков учат готовить. Симуляция больше похожа на игру. Пользователь оказывается в закрытой комнате, выбраться из которой можно только правильно пожарив куриные крылышки.
Сотрудники крупнейшей нефтесервисной компании США Schlumberger через VR учатся работать на буровых вышках. Плохая видимость, поломки оборудования — нештатные ситуации операторы отрабатывают в безопасных условиях.
Западные ветры принесли моду на VR и в Россию. К примеру, на виртуальном тренажере электромеханики РЖД учатся ремонтировать станочный электропривод.
А стажёры «Газпромнефть» при помощи VR могут с высоты птичьего полёта увидеть важнейшие узлы перевалки топлива, проехать в кабине бензовоза и рассмотреть скрытые от глаз подземные коммуникации АЗС.
Если VR — альтернатива очным занятиям, то AR — дополнение к ним. К примеру, автомобильный концерн BMW выпустил интерактивное руководство для начинающих механиков, которое помогает обнаружить и устранить поломку в автомобиле.
В Boeing инженеры при помощи AR-программы устанавливают электропроводку в самолетах. Это на 25% сокращает время работы и страхует от ошибок, отмечают в компании.
Хотя виртуальная реальность даёт эффект полного погружения, скорее всего, именно дополненная реальность найдёт большее применение в обучении.
Лично я вижу огромный потенциал для дополненной реальности. Да, все влюблены в виртуальную реальность, это и правда очень крутая технология. Но я считаю, что вариантов практического применения дополненной реальности сейчас намного больше.
Технология дополненной реальности более демократична — пользователю достаточно иметь смартфон. А вот чтобы насладиться VR-курсом, потребуются специальные очки или шлем. И это может стать проблемой по двум причинам:
- Высокая цена. Например, VR-шлем Oculus Rift стоит около $500.
- Техническая сложность создания контента и время, которое для этого нужно.
Если девиз вашей команды «давайте забабахаем наикрутейший курс с VR» — прекрасно, действуйте. Но на это может уйти весь ваш бюджет и время. Возможно, стоит познакомиться с технологией и подождать, когда она станет более доступной, а не бросаться с места в карьер.
2. Искусственный интеллект в обучении становится обычным делом
Бизнес вовсю применяет искусственный интеллект (ИИ). Теперь лишь вопрос времени, когда эти алгоритмы придут в электронное обучение.
Вы наверняка видели блок «Вам также может понравиться» при покупках в интернет-магазинах.
Подобным образом можно улучшить и учебный портал: «Если вы записались на этот курс, вам могут быть полезны следующие курсы:…». Или, если алгоритм обнаружит, что большое число пользователей испытывает трудности в определённом разделе теста, вы сможете дополнить курс информацией по проблемной теме.
Считаю, что ИИ сыграет огромную роль в обучении. Компьютеры всё лучше распознают действия пользователей, всё лучше анализируют, какой контент потребляют пользователи. Думаю, скоро они смогут обрабатывать данные и выдавать готовые решения под индивидуальные потребности.
Создание чат-ботов — один из наиболее распространённых вариантов использования искусственного интеллекта. Например, в каждом айфоне «обитает» Siri — один самых известных чат-ботов.
Чат-боты — виртуальные помощники, которые дают пользователям ответы на вопросы через мессенджеры. Их можно интегрировать с веб-сайтом, корпоративной страницей в социальной сети или приложением.
Если вы заходите на веб-сайт компании и начинаете общаться в окошке чата, скорее всего, вы общаетесь с роботом. Во всяком случае до тех пор, пока он не сочтёт нужным передать ваш запрос своему коллеге-человеку.
К примеру, чат-бот сети Marriott помогает путешественникам найти и забронировать отель на нужные даты и даже предоставляет информацию о вакансиях, если пользователю это интересно.
Корпоративный чат-бот облегчит онбординг персонала, поскольку процедура ввода новичков обычно одна и те же. По первому запросу он даст общую информацию о компании, ее целях, общих требованиях и ответит на самые частые вопросы.
Чат-боты способны принести огромную пользу для обучения. Например, можно усилить диалоговый тренажер искусственным интеллектом. Представьте, насколько сложнее и реалистичнее станет задача по отработке возражений виртуальных клиентов.
Сервис с ИИ можно использовать в качестве наставника, который посоветует, какой курс пройти, чтобы восполнить пробел в знаниях, или даст ссылку на дополнительный контент по теме. Так, например, бот Telegram по имени @mybookbot найдет нужную книгу через интернет и сбросит ссылку для скачивания.
А еще чат-бот уменьшит административную нагрузку на специалистов по обучению. Роботы быстрее ответят на информационные запросы, чем люди, например, подскажут расписание или результат теста. А также они доступны 24/7, что идеально соответствует концепции «Учитесь, когда и где хотите».
3. Курсы больше не самоцель. Важен контекст
Хранить знания в памяти — бесполезно. Вся информация либо быстро меняется с изменением технологий, либо находятся на расстоянии двух кликов в интернете. Поэтому больше никто не учится впрок. Сотрудники стремятся получить предельно конкретные ответы на свои вопросы, возникающие в процессе работы. Причём ответы молниеносные.
Потому СДО постепенно превращаются в базу знаний, в которой, как в Google, можно мгновенно найти нужную информацию и решить конкретную задачу.
Всё больше компаний создают базы знаний, к которой любой сотрудник может обратиться при возникновении в его работе какой-либо проблемы и быстро найти подсказку.
Например, управленец не знает, как правильно поставить задачу для подчинённых, которые не хотят её выполнять? Ответ он найдёт в базе. Молодой рекрутер забыл, как проводить техническое интервью, — короткая детальная инструкция ждёт его.
Кстати, вы можете заметить, что всё это весьма похоже на микрообучение — серию коротких предельно целевых уроков. Это действительно так — performance support и микрообучение идут рука об руку, и в 2019 году мы, вероятно, увидим, что микрообучение станет ещё популярнее.
Когда вы сознаете, что ваши пользователи — загруженные обязанностями сотрудники и все, что они хотят — это быстро решить задачу или найти ответ, тогда интересный контент, разделённый на удобные маленькие порции, показывает выдающиеся результаты.
4. Контент становится всё более визуальным
Основа онлайн-обучения — электронные курсы. Тем не менее форматы меняются — курсы постепенно вытесняет видео и другой интерактивный контент. Важную роль здесь сыграли социальные сети. Если вы следили за трендами SMM, то, вероятно, заметили, что видео — в записи или живые трансляции — стало движущей силой большинства платформ.
Так, например, компания Deloitte для отбора сотрудников создала интерактивное видео, которое имитирует первый день на новой работе. Персонаж попадает в разные ситуации. К примеру, проливает кофе на сотрудника компании. И нужно выбрать — извиниться перед человеком или сделать вид, как будто ничего не произошло. Те, кто правильно прошел тест, попадают в команду Deloitte.
Видеоуроки делают обучение максимально наглядным. Бизнес-тренерам не нужно тратить время на разъезды и выступления: достаточно один раз снять видео и открыть к нему доступ. Можно доходчиво объяснить любую тему: от основ интернет-продвижения до занятий плаванием. Обучение проходит в формате «смотри — повторяй».
5. Обучение стало мобильнее
Мобильное обучение становится мейнстримом. Согласно данным за ноябрь 2018 года, доля мобильного интернет-трафика составила 48,2% и продолжает расти. Поэтому если вы разрабатываете и распространяете учебный контент, который нельзя изучать с планшета или смартфона, в 2019 году этому не найдётся оправдания.
Уловив тенденцию, компании стали разрабатывать электронные курсы для мобильников и планшетов. Так, например, в «Дом.ру» через гаджеты сотрудников учат сотрудников, подключать интернет и телефон.
LinkedIn опросил около 4000 специалистов сферы eLearning и выяснил, что для большинства задача номер один — убедить сотрудников найти время для обучения. Это означает, что компании должны сделать доступ к учебным материалам простым и удобным. А для вендоров СДО наличие собственных мобильных приложений теперь — обязательная опция, а не приятный бонус.
6. Специалисты по обучению возвращаются к основам
Любопытно, что несмотря на прогнозы экспансии VR, AR-технологий и роста использования искусственного интеллекта в электронном обучении, некоторые эксперты ожидают отхода от модных словечек и хайповых технологий.
Дело в том, что иногда причиной инноваций становится лишь страх отстать от жизни и выглядеть менее продвинутыми по сравнению с коллегами из индустрии.
А когда мы плохо понимаем сам процесс обучения, его теорию и физиологию, нас могут легко отвлечь от сути все новомодные тренды и сервисы с красивым дизайном. Не забывайте, что технологии меняются и развиваются, но наша цель неизменна — улучшать результаты бизнеса.
Я надеюсь, что мы будем уделять больше внимания выстраиванию обучения с учётом когнитивных способностей человека. Вместо поисков волшебной пилюли стоит заняться изучением устройства мозга, тогда большему числу людей станет понятно, что нужен «точечный полив», а не наводнение из информации.
Тренды eLearning: основные выводы
- VR — это круто, но для AR найдется больше применения. С обеими технологиями будет интересно поиграть, но не стоит делать на них ставку, если ваши ресурсы ограниченны.
- То же самое касается ИИ. Но если у вас есть возможность запустить чат-бота, не сомневайтесь и попробуйте.
- Формат электронного обучения теперь — не столько курсы, сколько информационный ресурс, доступный в момент нужды.
- Визуальный контент — движущая сила электронного обучения.
- Пользователи по умолчанию ожидают, что учебный контент будет хорошо работать и на компьютере, и на смартфоне.
- Несмотря на хайп вокруг современных технологий, не забывайте об основах обучения и когнитивной науки. Они являются неотъемлемой частью успешного обучения и уберегут ваши время и ресурсы от траты на очередную модную новинку.