Сайт госзакупок как инструмент для анализа рынка и спроса
Ни один маркетолог, с которым мне довелось общаться лично, не использует для анализа рынка этот замечательный инструмент. А зря!
Что такое ЕИС?
Единая Информационная Система в сфере закупок - это всероссийский портал, который обеспечивает доступ к полной и достоверной информации по госзакупкам (44-ФЗ) и закупкам отдельных юридических лиц (223-ФЗ). Здесь хранятся данные обо всех товарах, работах и услугах, которые закупали, закупают и даже планируют закупать государственные заказчики и гос. корпорации.
Как получить доступ к информации о закупках?
Вся информация, которая понадобится для первичного анализа рынка (оценки ёмкости, уровня спроса, уровня цен на продукцию) есть в открытом доступе, без регистрации в ЕИС.
В ЕИС есть возможность выгрузки данных в Excel для более удобной обработки. Мы в работе при анализе рынка госзаказа пользуемся дополнительными сервисами, но об этом - в отдельной статье. На начальном этапе достаточно понимания, как работать с Единой информационной системой.
Зачем учитывать данные ЕИС при анализе рынка?
Рынок госзаказа - довольно существенная часть общего рынка нашей страны. Номинальный объем ВВП в 2021 году по данным Росстата составил 130 795,3 млрд руб. А общий объём заключенных за 2021 год контрактов и договоров (44-ФЗ и 223-ФЗ) по данным ЕИС 32 638,12 млрд руб. Практически 25% ВВП - это суммарный объём рынка госзакупок. Согласитесь, это внушительный показатель, и если не брать его в расчёт - можно сильно исказить данные об объёмах рынка той или иной продукции.
Кроме того, имея в арсенале такую базу данных о заказчиках, ценах, условиях, периодичности заказов - не воспользоваться ей для аналитики просто невозможно. Представьте, что вам "слили" весь перечень сделок, выигранных вашим конкурентом. Разве вы его не изучите?
Ну и ещё одна, менее очевидная причина: конъюнктура рынка госзакупок сильно влияет на большинство других отраслей экономики. Например, сезонный всплеск спроса на строительство крупных объектов "потянет" за собой рост спроса на стройматериалы, а в некоторых случаях и их дефицит, и повышение цен. Федеральные нац. проекты и программы стимулируют спрос на определённых специалистов и услуги - в зависимости от их направленности.
Перспективный канал продаж
Если вы планируете выпуск нового продукта на рынок (товар, услуга - не важно), вам будет очень приятно знать, что у государства есть спрос на этот продукт. И ещё на начальном этапе, в бизнес-плане, вы можете поставить определённый план продаж через тендеры, основываясь на реальных цифрах и данных Единой информационной системы.
Так можно заранее понимать, необходимо ли вам готовить компанию к дальнейшей работе с госзакупками, какую долю общего объёма выручки сможет принести вам этот канал продаж.
В моей практике есть абсолютно разные примеры: бизнесы, которые на 80% состоят из госзакупок. И наоборот, компании, в которых всего 5-10% "имиджевых" контрактов заключаются с госзаказчиками. В любом случае, при старте бизнеса просто нельзя закрыть глаза на рынок госзаказа и не проанализировать его! Поэтому, осваивайте сайт ЕИС и обязательно учитесь находить там для себя нужную, полезную информацию для вашего бизнеса.