Whoosh: прокатим всю страну?
Недавно сервис самокатов Whoosh объявил об IPO
Компания работает в сфере городской мобильности — по сути конкурирует с каршерингом и такси
Потенциально они нацелены на отъем часть рынка у традиционных средств передвижения и поэтому позиционируют себя как историю роста
Давайте попробуем разобраться — можно ли считать Whoosh долгосрочной историей роста и оправдана ли оценка в 20-25 миллиардов рублей
Вводные:
Текущая цена составляет около 6 рублей в минуту + 30 рублей за старт, не сказать чтобы это на порядок дешевле такси
1) У компании есть 11 миллионов зарегистрированных аккаунтов (не активных)
2) Компания есть во всех городах миллионниках
3)Компания платит дивиденды от 25% до 50% чистой прибыли
Это круто, но по текущей цене дивдоходность будет не сильно большой (3-4%)
4) Выручка за 2022 год составит около 7 миллиардов рублей, EBITDA 3.5 миллиардов
Фактически хотят размещаться по P/S около=3, EV/EBITDA=7, P/E =13
Это не очень дешево — примерно на рыночном уровне для техов. Но у меня есть сомнения что компания сможет стабильно расти на 20-30% в ближайшие годы
Что будет мешать росту?
1) Компания и так уже есть во всех крупных городах России. Выход на новые рынки может быть затруднен низкой покупательной способностью (в условной Москве будут платить гораздо больше, чем в Урюпинске), что может давить на маржинальность.
В миллионниках их самокаты есть почти везде (В СПб и МСК точно — а это самые емкие рынки в России)
2) Кикшеринг (аренда самокатов) стоит недешево. Текущая цена составляет около 6 рублей в минуту + 50 рублей за старт, не сказать чтобы это на порядок дешевле такси => потенциал повышения цен ограничен
3)Конкуренция. Бизнес компании не уникален, как у того же Positive (кибербез очень наукоёмкий сектор, создать аналогичный продукт дорого и долго). У Яндекса есть аналогичный сервис — что мешает при желании вытеснить с рынка самокатов Whoosh?
У желтого гиганта больше денег, лучше экспертиза и Кудрин во главе компании (с мощным админ ресурсом)
Если желтый гигант будет давать скидки, сжигая кучу кэша, но в итоге сможет стать монополистами и смогут неплохо зарабатывать (как например с Яндекс такси случилось)
У Яндекса дешевле тарифы и лучше поддержка — что тоже может давить на маржинальность Whooshа
4) Регуляторные риски. Самокаты периодически собирают хейт от чиновников — повышение минимального возраста управления самокатом, обязательные права для управления или ограничение скорости и количества самокатов могут значительно усложнить жизнь компании и негативно сказаться на дальнейших темпах роста
Дорогая балансовая стоимость:
Всего у Whoosh 82’000 самокатов
Капитализация по текущим составит 22-25 миллиардов рублей
Это где-то 300’000 рублей за самокат!
Причём сейчас такой самокат как у Whoosh стоит где-то 60’000
Фактически переплачиваем за один самокат в раз 5
Понятно, что Whoosh это больше про IT софт для самокатов, но тем не менее это достаточно дорогая оценка
Резюме:
Whoosh это достаточно красивая история, но с кучей подводных камней, которые могут усложнить жизнь компании
Я очень люблю растущие истории, но у Whoosh нет какой-то изюминки, что ставит под сомнение дальнейший рост высокими темпами
А для истории роста нет ничего болезненнее чем снижение темпов роста, что может привести к существенному снижению акций
Хотя спекулятивно в отсутствии интересных движений на российском рынке может в первое время и вырасти, но вот с точки зрения инвестиционной компания выглядит не очень привлекательно
Я лично принимать участие в IPO не буду, имхо это выглядит не очень интересно
Поставил плюс, справедливый расчет в противовес "обзорам" от Открытки и Потанинофф.
В целом, кроме того, что рынок насыщен (А в обзорах говорится о том, что количество поездок вырастет в 29 раз, а выручка только в 12 за несколько лет), история абсолютная неочевидная для большинства городов, где передвижение на самокатах невозможно/самоубийственно. Так что менеджмент выйдет в кэш, а торговаться этот очередной чудо-продукт будет в лучшем случае по трети от размещаемой цены.
какой же бред я сейчас прочитал