Ментальная карта : Зачем нужна и как ее составить?
Как пользоваться ментальными картами
Ментальная карта (mind map, майнд-карта, интеллектуальная карта) – это блок-схема, на которой представлена информация по проекту. Это один из способов предоставить информацию – такой же, как видео, аудио, таблицы Excel или записи в блокноте. Но в отличие от названных методов, интеллектуальные карты позволяют увидеть картину в целом, структурировать информацию и не упустить важные моменты.
Как использовать ментальную карту в маркетинге
Майнд-карты можно рисовать от руки – в блокноте, на магнитной доске, доске во время мозгового штурма. Для командной работы используют онлайн-сервисы – «Google презентации» или специальные платформы MindMeister, xMind и другие. Последние сервисы включают стандартные шаблоны, которые можно менять на свое усмотрение. Есть расширенные платные и бесплатные версии с минимальным функционалом.
Ментальная карта позволяет увидеть ситуацию по проекту в целом и детализировать каждый участок работы. В маркетинге этот инструмент можно использовать:
- для конспектирования информации;
- во время мозгового штурма и обсуждения решений;
- при долгосрочном планировании, при создании стратегий;
- для проведения анализа;
- для сегментации целевой аудитории и проработки аватаров клиентов.
Почему майнд-карты удобнее других способов подачи информации и структурирования:
- помогают расставить приоритеты;
- удобно использовать в рабочих презентациях;
- сразу представляют картинку в целом – от главного к второстепенному
- онлайн-карты можно дополнять ссылками на другие документы по проекту, создавать командой;
- показывают все слабые места проекта, вопросы, которые остались не закрыты или требуют внимания.
При создании ментальных карт располагайте блоки по степени важности – от главных ориентиров к второстепенным, разделяйте стратегические решения и тактические действия. Ниже мы приведем примеры использования майнд-карт в маркетинге. Это шаблоны, которые вы можете менять и дополнять, в соответствии с проектом.
Для стратегического планирования
При создании майнд-карты стратегии проекта, в первую очередь, запишите основные ориентиры, от которых вы будете отталкиваться в работе. Для построения любой стратегии нужно:
- провести определенные аналитические работы;
- помнить о миссии бренда (идеологии компании);
- установить смарт-цели;
- выбрать способы достижения смарт-целей.
У вас появились четыре основных блока – аналитика, миссия бренда, смарт-цели, методы достижения целей. Разместите в центре блок с названием проекта, от него ��роведите четыре стрелки и нарисуйте четыре основных блока. Что включает в себя каждый из них:
- аналитика – SWOT-анализ бизнеса, анализ конкурентов, рынка, продукта, аудитории;
- миссия бренда – основной посыл для целевых аудиторий, чего нужно избегать в презентациях и продвижении продукта, а что, наоборот, использовать, исходя из идеологии компании;
- смарт-цели – каких результатов и за какие сроки мы хотим достичь, какая отчетность нужна;
- способы достижения смарт-целей – основные методы достижения, необходимые инструменты, задействованные отделы и сотрудники.
Под нужды каждого проекта основные и вспомогательные блоки можно менять, дополнять, прописывать ответственных лиц за каждый этап, бюджеты. Например, отдельно можно выделить мотивационную программу для сотрудников, которая важна в построении любой стратегии.
ДЛЯ SWOT-анализа
SWOT-анализ эффективен при осуществлении начальной оценки текущей ситуации, однако он не может заменить выработку стратегии или качественный анализ динамики.
Сильные стороны SWOT-анализа:
- Это универсальный метод, который применим в самых разнообразных сферах экономики и управления. Его можно адаптировать к объекту исследования любого уровня (продукт, предприятие, регион, страна и пр.).
- Это гибкий метод со свободным выбором анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей (например, можно анализировать город только с точки зрения туризма или только с точки зрения работы транспорта и т.д.).
- Может использоваться как для оперативной оценки, так и для стратегического планирования на длительный период.
- Использование метода, как правило, не требует специальных знаний и наличия узкопрофильного образования.
Недостатки:
- SWOT-анализ показывает только общие факторы. Конкретные мероприятия для достижения поставленных целей надо разрабатывать отдельно.
- Зачастую при SWOT-анализе происходит лишь перечисление факторов без выявления основных и второстепенных, без детального анализа взаимосвязей между ними.
- Анализ даёт в большей степени статичную картинку, чем видение развития в динамике.
- Результаты SWOT-анализа, как правило, представлены в виде качественного описания, в то время как для оценки ситуации часто требуются количественные параметры.
- SWOT-анализ является довольно субъективным и чрезвычайно зависит от позиции и знаний того, кто его проводит.
- Для качественного SWOT-анализа необходимо привлечение больших массивов информации из самых разных сфер, что требует значительных усилий и затрат.
Для разработки стратегии продвижения в интернете
Например, по каналам продвижения нужно прописать сайт или лендинг, какие социальные сети вы выбираете, список работ по каждой. Организационные моменты касаются реализации контент-стратегии, исполнителей, как и когда будут происходить этапы работ, прописанные в блоке «Каналы продвижения». Ключевые показатели эффективности – отчетность и инструменты, которыми будут измерять результат.
ДЛЯ сегментации аудитории
Сегментация целевой аудитории нужна для разработки любой маркетинговой стратегии, в подготовке рекламных кампаний в Интернете и офлайн. Центральный блок – «Целевая аудитория».
Важно выделить основного потребителя, проработать его портрет наиболее детально и большую часть рекламных кампаний ориентировать на него. При создании ментальной карты целевой аудитории нужно не просто прописать очевидные факты, а войти в эмоциональную связь с каждым из предполагаемых клиентов. Подробно продумайте своих персонажей, расширьте каждый пункт. Например, можно добавить, о чем чаще всего думает этот человек, что приносит ему радость, что расстраивает, как он проводит свободное время.
Для контент-стратегии
Контент-стратегия для сайта и соцсетей отличается. На сайте при разработке контент-стратегии отталкиваются от семантического ядра и кластеризации. SEO-специалист разрабатывает структуру сайта – разделы и подразделы, блог. Каждый из разделов нужно прописать отдельным блоком, добавить вид текста – продающий, статья, карточка товара. Для текстов в блог нужно проработать типы контента и график вых��да статей, например:
- понедельник, среда – новости компании;
- вторник, четверг – статьи из серии «как сделать»;
- пятница – развлекательный контент.
Здесь же можно прописать темы для статей, добавить ссылки на документы с ключевыми словами. Темы для статей берут из выдачи конкурентов или в Serpstat, продумывают во время мозгового штурма.
При разработке контент-стратегии для социальных сетей нужно учитывать, из каких источников получает информацию ЦА, какие вопросы задает на тематических форумах, какой контент ей больше нравится. Прописываем анализ аудитории в соцсетях и эту информацию отдельными блоками слева. Справа располагаем виды контента по тематике – новостной, развлекательный, продающий, «как сделать» и оформлению – видео, инфографика, анимация, фото.
Темы по каждому пункту прописываем во время мозгового штурма, берем из анализа конкурента. По визуальному контенту добавляем идеи сценариев, композиций. Дополнительно вниз от центрального блока опускаем стрелку и выносим блок «Организация процесса». Здесь указываем ответственных за производство, обработку и публикацию контента.
Советы по созданию ментальных карт
Первый и главный совет – просто начните. Попробуйте создать первую ментальную карту не в специальном сервисе, а на бумаге. Нарисуйте центральный блок с названием проекта. Дальше записывайте все мысли, которые у вас возникают по этому проекту – какие аналитические данные нужны для работы и постановки смарт-целей, общие цели, инструменты и пути реализации. В процессе работы над майнд-картой некоторые пункты вам захочется изменить или сгруппировать, поэтому чертите ее карандашом или стираемым маркером на специальной доске.
Советы по созданию интеллектуальной карты проекта:
- Создайте систему обозначений-иконок и помечайте важные моменты, например: «обратите внимание» – восклицательный знак, «свежая идея» – лампочка, «требует доработки» – вопросительный знак.
- Каждую ветку, предназначенную для работы определенного отдела, закрасьте в свой цвет для удобства. Также выделяйте цветом блоки первого, второго, третьего уровня.
- Добавляйте ассоциативные картинки, они включают творческие стороны мозга, помогают лучшему пониманию и запоминанию информации.
- В онлайн-сервисах по созданию майнд-карт есть шаблоны. Это ваши помощники, но не стремитесь к определенному стандарту. Главный критерий – ваш способ мышления и видение структуры проекта.
- Не старайтесь расширить майнд-карту до бесконечности. Если какие-то блоки требуют детальной проработки и структурирования, оставьте основные тезисы в общей карте проекта и создайте для этих разделов отдельные интеллектуальные карты.
Интеллектуальная карта – это определенный ход мыслей, изложенный на бумаге. Поэтому для коллективной работы не создавайте слишком много блоков, оставляйте основные ветки – тезисы. Каждую ветку закрепите за определенным сотрудником или отделом и четко ставьте задачу, что именно нужно внести и дополнить. Также оставьте поле для креатива и идей, которые сотрудники могут выписать отдельно и вынести на общее рассмотрение во время мозгового штурма.