Еще один плагиат: как конкурент создал новый бренд, чтобы скопировать наш сайт, и что мы с этим делаем
Меня зовут Денис Балюра, я основатель платформы для создания голосовых роботов Tomoru.ru. Компания LPTracker сделала копию нашего лендинга, а раньше выдавала наши кейсы за свои. В этом материале я расскажу, что мы предприняли.
Мы хорошо относимся к конкурентам, потому что понимаем: если на рынке много участников, значит, он живой, развивается и имеет хорошие перспективы. Две-три компании на рынке, кроме нас, — получается здоровая конкуренция.
На мой канал, где я рассказываю о Tomoru, подписаны наши конкуренты — платформы и интеграторы, в том числе ребята, которые покупают франшизу у LPTracker — героя этой статьи. Многие обращаются ко мне лично, просят рассказать, как продавать и продвигаться, а я делюсь и показываю, как устроен Tomoru изнутри. Большинство пишут, что первый раз в жизни видят такие метрики :) Мы открыты к коллаборациям, маркетинговым многоходовкам в обе стороны, это идет на пользу всем. Но есть и те, кто просто копирует наши решения.
Итак:
- Неповторимый оригинал tomoru.ru
- Копия interbox.io
Как началась история с LPTracker
С LPTracker как с конкурентами мы сталкиваемся последние года полтора. Раньше прецеденты были незначительными: например, некоторые свои скрипты и фишки мы встречали в скриптах у интеграторов, которые собирают роботов на их платформе. Мы относились к этому как к сигналу, что всё делаем правильно, раз ребята у нас что-то заимствуют. Но сигналов становилось всё больше.
Позже у себя на платформе они выложили кейсы. И мы обнаружили в топе на втором месте запись нашего робота.
Теперь ребята пошли дальше — создали копию нашего лендинга и назвали его Interbox.io хотя все реквизиты и все данные на сайте указаны LPTracker.
Это подвал на сайте Interbox
Как мы узнали о плагиате
Мне написала партнер. Раньше она работала с LPTracker, потом сделала у нас робота и перешла к нам. Она продолжала мониторить рынок, приглядывать за бывшим сервисом, которым пользовалась, наткнулась на Interbox и написала мне. И мы увидели то, что сейчас покажем и вам.
Вот например, первый экран лендинга у нас на сайте Tomoru:
На первом экране — живые люди, которые всё настроят, примеры диалогов с роботом и возможность сразу связаться с менеджером.
А вот первый экран лендинга Interbox.io:
Заголовок, цвета, структура, кнопки — такие же. Единственное отличие — вместо живых людей метафорическая иллюстрация. Ребята, это так не работает! У лендинга с настоящей командой конверсия выше, чем у абстракций. Ну а максимально дух команды можно прочувствовать, если найти пасхалку на первом экране Tomoru и нажать на нее.
Двигаемся дальше. Второй блок Interbox.io:
Оригинал Tomoru:
Визуально блок отличается, логотипы расположены по-разному, зато раньше заголовок был таким же, как у нас, только не «сто тысяч звонков», а «восемьдесят», теперь его поменяли.
Дальше — экран с кейсами. Interbox.io и у нас:
Заголовок «Применение голосового робота. Популярные кейсы» одинаковый, структура кейсов та же. Правда, три кнопки с фрагментами аудио пришлось заменить на шкалу проигрывания, потому что повторить это непросто.
Дальше у ребят идут вот такие длинные текстовые блоки:
А у нас вот так:
«8 применений умных роботов в вашей компании» — смысл этого блока неочевиден со стороны, его не взяли. «Как работает робот» в оригинальной версии — это живой контент, записанный независимым человеком в эфире. Повторить сложно, поэтому у LPTracker его нет. Заменили текстом, как смогли.
А дальше предлагаю сыграть в с детства любимую всеми игру «Найди 10 отличий».
Итак. Наш оригинал:
LPTracker и их сайт Interbox.io:
Теперь моя любимая часть :) Мы использовали вот такую стилизованную микросхему:
Мы долго крутили экран про технологии с дизайнером. Важно было показать технологичность платформы и роботов не только текстом, но и визуально. И без избитых штампов. В итоге пришли к тому, что сделаем стилизацию под микросхему и в каждый блок положим важный элемент системы Tomoru. Модуль, который решает конкретную задачу. Дизайнер постаралась — сделала симпатичную иллюстрацию — под наклоном, весь текст в такой же перспективе.
А теперь LPTracker и Interbox.io:
Ребята просто скопипастили и перекрасили картинку. И даже не запарились аккуратно положить текст. Именно после этого экрана я решил, что стоит сделать этот кейс с плагиатом публичным. Воруешь — воруй красиво. А тут даже обидно как-то :)
А теперь кликнем на кнопку «Смотреть видео». В оригинале всплывает превьюшка моего выступления:
В подделке — какой-то другой персонаж на фоне моей презентации (только без лого Tomoru).
Для тех, кому интересно, вот то самое видео под замочком. Эпизод на 13:33.
Экран «Тарифы». И здесь снова близнецы:
Дальше отзывы. Оригинальные:
LPTracker:
Cледующий блок — публикации в СМИ о нас. На мой вкус, важный раздел. С одной стороны — это возможность с нами получше познакомиться. С другой — внешний пруф — все, что написано выше, кем-то профессиональным подтверждено. LPTracker по каким-то причинам этот блок не сделали.
В общем, ребята скопировали структуру, дизайнерские элементы, функциональность, хоть и сделали это некачественно. Что обидно :) И не поняли смысл самых конверсионных элементов.
Что мы сделали
Сначала мы поговорили с ребятами из LPTracker спокойно и дружелюбно. Мол, так нельзя, это некрасиво и всё в этом духе. Ребята не отреагировали, и мы стали решать.
Мы пообщались с нашими инвесторами — каждый из них сталкивался с тем, что их сайты, кейсы воровали, но они с этим ничего не делали, потому что «А что тут сделаешь?!».
Дальше мы пошли к дружественным компаниям в бизнес-сообщества. Оказалось, такая ситуация почти норма: качественные сайты успешных компаний воруют конкуренты, часто даже без изменений контента.
Друзья успокоили: вы сильнее и быстрее, не вы, а вас догоняют, пусть продолжают копировать. Но мы решили копнуть дальше и сходили к юристам.
Оказывается юристы тоже смотрят на ситуацию по-разному. Специалисты по интеллектуальной собственности сказали, что ничего сделать нельзя. Другой юрист ответил: «Можно попробовать, но результат не гарантирую». А потом мы нашли ребят, которые сказали, что выиграть дело реально и привели сразу несколько вариантов, как решить вопрос.
Но пока мы варились в этой каше, открыли реальную проблему: в интернете очень много воруют и все об этом молчат, считая, что с этим ничего нельзя сделать. Мы предложили юристам превратить наш кейс в показательную порку. Разложим по полочкам, что делать и куда обращаться, в какие инстанции, чтобы в итоге получился подробный мануал — четкая инструкция к действию. Чтобы в следующий раз в такой ситуации никому не приходилось молча разводить руками. Есть прецедент Tomoru — бери и делай. В общем, юристы отправили запросы в Роскомнадзор и ФАС, подали иск в суд.
По закону мы обязаны были предпринять досудебную попытку урегулирования ситуации. Что и сделали. Написали запрос с требованием удалить сайт, объяснили суть претензий. У них был месяц на ответ, но он так и не пришел. Мы подали иск во второй половине июля. В начале августа нашим юристам позвонил их представитель и предложил урегулировать ситуацию мирным путем. Мы заявили два требования: удалить сайт и выплатить компенсацию. Больше с нами никто не связывался.
Прямо сейчас мы ожидаем заседание суда. Как оказалось, настоящая судебная практика — штука интересная. Иск, поданный в июле, рассматривается в середине февраля. Говорят, что бывает быстрее, но у нас так. Как будет решение — обязательно сообщу. Или мы с вами узнаем, что в Российском праве плагиат — это норм. Или появится пошаговый мануал, как размотать таких ребят в юридической плоскости. Не переключайтесь.
P.S. Кстати, мы не первые, кого они скопипастили. Если заглянуть в интерфейс LPTracker, то можно увидеть поразительное сходство с AmoCRM. Приятное соседство для нас, конечно :)