В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе и к теме одиночества: «Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Искушение Святого Антония», «Несение креста», «Святой Иероним во время молитвы», «Иоанн Креститель» и «Блудный сын». В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии — злобные, равнодушные, жестокие и завистливые люди.
Например, в картине «Блудный сын», благодаря серому цвету дождливого неба и унылого пейзажа песчаных холмов, Босх необычайно точно передает настроение беспросветного и печаль земного существования. Именно в этой работе художник выразил все свое духовное отношение к человеческой жизни, поставив главного героя перед вечным человеческим выбором между добродетелью и развратом.
Последнее произведение Босха — «Христос, несущий крест». Художник решил изобразить его с закрытыми глазами, тем самым сказав, что Христос не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла.
Очень неоднозначный мастер. Но крутой, зараза!)