Споры с маркетплейсами
Хотел бы вам рассказать о недавнем судебном споре с Вайлдбериз, который мне удалось выиграть (судебное решение вступило в силу, есть мотивированное решение).
Данный материал будет полезен всем, кто торгует на маркетплейсах.
Обстоятельства дела: предприниматель в марте этого года по ошибке в колонку «цена товара», указал размер скидок. В итоге стоимость товара стала, условно, не 1000₽, а 15₽, в связи с чем его товар (около 5700 позиций) был моментально выкуплен.
Разумеется, продавец не стал поставлять товар, для него это огромные убытки. По действующему на тот период времени договору оферты была предусмотрена санкция в размере 50% за непоставленный товар. Предприниматель был готов заплатить штраф 75.000₽ (50% от суммы непоставленного товара по ошибочным ценам), но что же сделал Вайлдбериз? Пока шла бесполезная переписка через «Поддержку», изменил редакцию оферты (аж два раза), которой предусмотрел фиксированный штраф в размере «не менее 100₽» за позицию и удержал 585.000₽ штрафа с нашего предпринимателя.
Говоря юридическим языком: Вайлдбериз на спорные правоотношения сторон, которые возникли в прошлом, применил положения оферты, которые были созданы только в будущем, что является нарушением норм гражданского права.
В суде адвокаты Вайлдбериз настаивали на удивительных вещах:
1. якобы оферта никогда не менялась и фиксированный штраф был всегда;
2. претензионный порядок не соблюдён (хотя были десятки обращений через «Поддержку» (такой порядок предусмотрен офертой) и две претензии на юридический адрес);
3. нет доказательств того, когда была принята продавцом оферта и многое другое.
Интересно, что ни на один запрос арбитражного суда о предоставлении документов Вайлдбериз ничего не ответил - то есть они не предоставляют документы в суд, из которых следовало бы, что существует та или иная оферта - они попросту скрывают информацию!
Тем не менее, мне удалось выиграть дело в суде первой инстанции и взыскать с Вайлдбериз чуть больше 500.000₽
Ну и конечно, хочу дать рекомендации всем тем, кто взаимодействует с Вайлдбериз и иными маркетплейсами.
1. Когда принимаете оферту делать скриншот;
2. Сохранять каждую редакцию оферты на свой компьютер в отдельную папку и никогда их не пытаться редактировать (открывать пдф файл только для чтения);
3. Сохранять любые несостыковки в личном кабинете, делая скриншот, так, чтобы был виден весь рабочий стол, дата, ФИО продавца и иные данные, позволяющие однозначно установить, что это ваш Личный кабинет;
4. Сохранять любую переписку между вами и поддержкой или любыми иными представителями маркетплейса;
5. При наличии аномалий, запрашивать и сохранять все отчеты о продажах;