Как подготовить спикера
Спикер должен быть глубоким, содержательным, имеющим собственную позицию. При этом он должен с первого раза запомниться аудитории и произвести нужное впечатление на нее. Это «соль» события – именно по спикерам чаще всего судят о качестве мероприятия, поэтому этому разделу уделяем особое внимание. Подготовка спикера конференции занимает обычно от трех до пяти недель, ведется методом online-скайп-сессии. На стандартную подготовку требуется от пяти до 11 сеансов, разнесенных по времени в течение этого периода. В зависимости от подготовленности спикера тренер может уменьшать или увеличивать количество тренировочных скайп-сессий.
Эта схема подготовки, задачи и содержание ее основных этапов выявлены «опытным путем» – по итогам работы с 300 спикерами интеллектуальных конференций в России. На наш взгляд, именно такой порядок работы над речью позволяет наиболее полно проработать позицию и звучание речи спикера с учетом существующей культуры публичных выступлений – в целом достаточно формализованной.
В советский период сформировалось «номенклатурное» звучание публичной речи – безличное, наукообразное, лояльное по отношению к «руководящей линии». Эту традицию легко обнаружить и в научном сообществе, в социальных, а также бизнес-институтах. В такой ситуации привнесение в публичную речь «персонажности» и позиции, содержательного и эмоционального компонента, драматургии требует особой работы со спикером.
Психоэмоциональная подготовка спикера, доказательство важности и нужности этого шага работы над своей речью, преодоления традиционных установок – одна из важных задач работы тренера. Именно такой порядок работы над речью позволяет спикеру наиболее четко продумать и усвоить новый для него формат представления позиции.
Такая технология подготовки итогового продукта гарантирует получение публичной речи, которая по ценности и формату будет сопоставима с выступлений спикеров мировых интеллектуальных конференций.
Мы определили ценность работы на каждом выделенном нами этапе и решили представить ее одной фразой:
1) Разработка основной идеи выступления // определитесь с одной идеей – выступление «про все» не работает.
2) Определение позиции спикера по отношению к теме конференции // в чем заключается ваша позиция от первого лица вместе с вашей идеей.
3) Подготовка содержательной позиции спикера, факты, аргументы и контраргументы // проявите вашу боль, страсть через демонстрацию глубины и проработанности вашей идеи и через понимание того, где находится мир и другие эксперты по отношению к ней.
4) Работа над «звучанием» выступления: отработка речи, исключение командно-административного языка из словаря спикера, постановка максимально-натурального звучания – формат «talk» // занудность и доминирование не трогают – живой, открытый разговор.
5) Подготовка структуры презентации «Power Point» // слаженный текст сам подсказывает, что необходимо визуализировать.
6) Оформление презентации в формате «Power Point» // самое надежное средство визуализации.
7) Подбор аутентичного конференции названия выступления // «как вы яхту назовете, так она и поплывет».
Разработка основной идеи выступления
Первый этап работы над выступлением спикера – определение основной идеи выступления – самый сложный и ответственный шаг в работе тренера. C этого начинается или этим определяется формат выступления, который метафорически можно определить так: «одна идея – одно выступление». То есть выступление – это максимальное разворачивание идеи, Идея в 3D-формате: каждая минута выступления доказывает / объясняет / интригует / визуализирует / загадывает эту идею.
Этот этап требует от получаса беседы до нескольких недель интеллектуальной работы и обсуждений со спикером. Всех спикеров, которых мы подготовили, условно можно разделить на три группы:
а) эксперты-профессионалы, с глобальной картиной мира – спикеры с четкой, определенной задачей выступления, которое включено в контекст их профессиональной или личностной позиции, при этом синхронизируется с мировой повесткой. Чтобы определить Большую Идею, этой категории людей обычно требуется не больше получасового разговора на понимание;
б) «ищущие» – спикеры, которые интересуются достаточно широким кругом вопросов и имеют за плечами разнообразие опыта и технологий, которыми готовы поделиться. Поиск Большой Идеи у людей этой группы может занимать до нескольких недель. Задача бесед со спикерами этой группы – систематизировать представления спикера о том, что именно его интересует в данный момент времени. Часто по итогам разговора с представителем этой группы возникает понимание интереса или идеи, сокрытое от самого спикера повседневностью. Работа с этой категорией спикеров требует упорства и такта, эрудиции и глубины тренера спикеров.
в) презентаторы – люди, которые ищут любое событие, чтобы представить себя другим. На самом деле они не имеют четкой оформленной профессиональной позиции или интереса. Представителей этой группы интересует престиж, репутация, и публичное выступление они рассматривают как возможность «засветиться» на публике в рамках «приличной» конференции. Спикеров последней категории следует избегать на событиях, поскольку они не могут дать аудитории энергии и интересного содержания, не представят ответов на вызовы.
Определение позиции спикера по отношению к теме конференции
Этап может быть реализован вместе с первым. Отсутствие культуры режиссирования и проработки деловых событий в России часто приводит к тому, что спикер интересно и содержательно говорит, но аудитории не совсем понятно, как он связан с темой конференции. Здесь требуется размышление о «рамках» и подходах к теме конференции и о том, как именно – через какие термины, образы и понятия – связать тему спикера и конференции.
Подготовка содержательной позиции спикера (факты, аргументы и контраргументы)
Базовым инструментом подготовки содержательной позиции спикера будет небольшое кабинетное исследование, которое тренер должен сделать по отношению к выбранной теме и способу ее синхронизации с темой конференции. Такое исследование выполняется следующим образом:
а) исследуются темы / выступления / тезисы спикеров отраслевых конференций по сюжету;
б) исследуются последние публикации в информационном поле выбранной темы за последние один-два года;
в) изучаются темы / видео выступлений спикеров TED, Science Slam, PSA по заявленной тематике.
Работа над «звучанием» выступления (отработка речи, исключение командно-административного языка из словаря спикера, постановка максимально-натурального звучания – формат «talk»)
Важная часть работы, особенно для спикеров с отработанными традициями публичного говорения в рамках научно-академических, образовательных и государственных институтов. Этот этап основан на простом методе развития устойчивого звучания словарного запаса выступления, суть которого – в повторении этого звучания.
Рекомендуемое количество «прогонов» звучания – не менее 15 раз. Именно это количество повторений позволяет сформировать у спикера устойчивый образ речи и обеспечивает наличие плотных семантических связей между блоками в устной речи. Выступление по итогам части отработано и практически готово к тому, чтобы стать медиа-продуктом. Остается только усилить спикера через визуализацию.
После того, как в результате 15 повторов звучание речи избавляется от разрывов, повторов и представляет собой лингвистическое и семантическое единство, можно приступать к подбору метода визуализации или определению слайдов к речи. Можно использовать сколько угодно приемов: музыкальное сопровождение или фрагмент, изображение или видео-фрагмент, танец или инсталляция, предмет. При использовании визуализации через телефон всегда имейте второй вариант канала передачи данных.
Оформление презентации в Power Point
Оформлять презентацию предпочтительнее в Power Point, так как именно этот формат обычно поддерживается демонстрационным оборудованием. Для оформления используйте правила основного и дополнительных цветов, не более двух-шрифтов и наиболее актуальные подходы: графичность, минимализм, использование крупныхкачественных изображений или «плитки».
Подбор аутентичного конференции названия выступления
Название должно быть простым и выполнять на выбор одну из функций:
а) передавать суть позиции выступающего;
б) интриговать аудиторию;
в) ставить проблему;
г) фиксировать желаемый результат.
Сложные и научные названия также допустимы, если этим достигается цель выступления и самопрезентации спикера себя другим. Фирменный логотип, шрифты и цвета особенно для цикла событий существенно помогут оформить бренд события и его коммуникацию с целевой аудиторией.
Автор: Александра Бобрецова, руководитель проекта INRU
Почему не учите использованию современного интерактива в выступлении ? Методология обучения со времен Цицерона не менялась ?
Валентин, спасибо за вопросы!
Мы учим использовать интерактив, особенно, если он к месту и по плечу спикеру. По нашим наблюдениям, спикер - c сильным духом и контентом, c настоящим интересом к аудитории, как говорил Юрий Михайлович Лотман, "способный к диалогу" - может делать небанальный интерактив. Интерактив спикера - это настоящая практика. Для сильных. Хотите про это материал?
Второй вопрос он очень философский, я бы его отнесла к источниковедению даже... Конечно - sapienti set - умному достаточно просто перечитать его работы «Об ораторе», «Оратор», «О построении речи». С другой стороны, в свое время язык Радислава Гандапаса в его "Камасутре для оратора" казался очень уместным. Мы использовали его советы для подготовки руководящего состава предприятий к выступлениям. Думаю Цицерона было бы сложновато доносить - близость языка к культурной практике важна. Кому то нравится Павел Кочкин, кому то Семен Бритва. Мы часто рекомендуем для тех, кто всерьез увлекся поиском выражения себя Кармина Галло "I Presentaion" - очень много проработанных кейсов для изучения стилей подачи. У нас в этой серии публикаций простая задача - изложить свой восьмилетний опыт работы. И поиска тренера и спикеров в ситуации подготовки, когда у нас 2-3 недели на все. Самая распространенная история подготовки любого спикера - мало времени, достаточно сложная идея и непроработанный словарь с речевым аппаратом. Так что здесь просто разное время и основания для появления текстов.
Интерактив спикера - это настоящая практика. Для сильных. Хотите про это материал?
Еду вечером в метро. 80% уткнулись в смартфоны. Вот где основа интерактива не из слоновой кости. Я бы лучше по этой теме пообщался.
Это к другим специалистам. Рекомендую Марину Белокурову, нашего эксперта и ее проработки в рамках "Гуманитарных технологий". Найдите.