Год назад я приехал в Яндекс Дзен и не пожалел
Привет. Меня зовут Евгений. Я автор и руководитель канала «Промышленный турист».
Прибыль (монетизация + спецпроекты) от канала от 190 000 рублей в месяц.
Клиенты: Яндекс, Shell, Pentax, Mitsubishi, Toyota, Nissan, Nokian Tyres, УАЗ, Jeep, Правительство Московской области, Армия России...
Осень 2017 года — запуск канала;
2–3 раз в неделю — частота публикаций;
13 650 подписчиков к январь 2019 года;
3 «Туриста» основная команда канала;
от 30 000 дочитываний в среднем набирает одна статья с нативной рекламой за 2 недели;
299 000 дочитываний у самого популярного поста «Нашел редкие сверхзвуковые Як-28, заросшие деревьями».
Принцип 1. Писать о том, что любишь
Я дизайнер корпоративных брендов и логотипов, руковожу собственной студией промышленной фотографии. Раньше публиковал статьи на LiveJournal, затем на Drive2 (21000 читателей), а в 2017 году перешел в Дзен, потому что здесь можно монетизировать контент.
Уверен, что главный секрет успеха в Дзене — писать о том, что интересно тебе самому. Рассказывай о хобби или любимой работе, делай материалы, которые тебе в кайф, — и тогда появятся постоянные читатели и главное появятся интересные предложения по размещению нативной рекламы.
Принцип 2. Знать своего читателя
Чтобы сделать блог увлекательным, надо понимать, для кого пишешь. Мой типичный читатель — состоявшийся человек 30–50 лет. Он застал Советский Союз, обеспечен, любит путешествовать, а интернет использует как средство развлечения. Поэтому я пишу статьи на темы, способные захватить внимание и развлечь + дополняю их крутыми фотографиями.
Принцип 3. Давать людям то, что они хотят
Интересы аудитории не всегда очевидны. Когда-то я писал про архитектуру Европы, но оказалось, что мои читатели к этому равнодушны. Наверное, потому, что они вряд ли прочитают пост и поедут в Обидуш, старинный городок на западе Португалии. Зато люди с удовольствием будут читать о разрушенных храмах и деревнях под Костромой, кладбищах старых машин, необычных музеях и свалках. Эти места ближе и доступнее. Например, под Воскресенском, недалеко от Москвы, стоит белая гора из гипса. Она круто выглядит, и жители столицы могут съездить туда на выходных. Поэтому статья про такую гору заведомо наберет больше показов и дочитываний, чем материал о Гималаях.
Есть и другой пример. Я думал, что статьи об автомобилях примут хорошо, но обычный тест-драйв не зашел. Зато читателям полюбились материалы про путешествия, где автомобиль — средство, а не цель.
Принцип 4. Делать собственные фотографии
Когда спрашивают, как сделать хорошую статью для Дзена, я отвечаю: возьми камеру и что-нибудь сфотографируй — картинка важнее текста. Когда смотришь фото, история сама рождается в воображении.
Главное — не переборщить: если в статье больше 20 фото, статистика дочитываний снижается. Такие материалы я превращаю в циклы статей, чтобы людям было проще их осилить. В плане монетизации это тоже хорошо: с двух-трех маленьких постов я получаю больше дохода, чем с одного объемного.
Принцип 5. Превращать большие посты в нарративы
Это отличный способ «подтянуть» статью, когда она не выстреливает. На ее основе я создаю нарратив, в конце которого ставлю ссылку на полный материал. Читатели переходят по ней, и статья добирает просмотры.
Принцип 6. Придумывать цепляющие заголовки
Они должны интриговать читателя и обещать пользу. Сравните: «Как я прочитал 10 книг о бизнес-стратегии» или «Как я прочитал 10 книг о бизнес-стратегии и заработал на этом 100 000 рублей». Статью со вторым заголовком откроют, с первым — нет.
Для своего канала я придумал несколько фирменных формул. Одна из них — «Поехал и нашел»: «Поехал на охоту и нашел странную трубу для стрельбы».
О стиле и подаче — Писать надо так, как говоришь — без сложных оборотов и громоздких предложений. Людям это нравится.
Принцип 7. Публиковать регулярно, но без ущерба качеству
Статьи лучше размещать каждый день, чтобы у канала не падал рейтинг. Но я делаю публикации реже: ставлю на качество контента и только затем — на частоту постов. Классную статью откроют и дочитают, а снижать качество в пользу регулярности — значит проявлять неуважение к подписчикам.
Принцип 8. Бороться за дочитывания
В Дзене работает алгоритмическая лента: робот анализирует, какие материалы нравятся пользователю и показывает ему потенциально интересные статьи. Именно по числу показов и дочитываний нужно судить об успехе канала. А количество подписчиков не так важно, оно влияет только на самооценку.
Принцип 9. Делать интересную рекламу и зарабатывать на ней деньги
На «Промышленном туристе» есть нативная реклама. Я создавал канал для этого =) Запрашиваю у производителя машину, которая нужна для конкретной поездки (или проекта), отправляюсь на ней в путешествие, а в статьях ненавязчиво упоминаю автомобиль (это как пример).
Для проекта с Mitsubishi «Изнанка России. Нашел другую реальность» я двое суток колесил по Костромской области. Еще один материал — о поездке на Кольский полуостров — подготовлен в сотрудничестве с УАЗом. Нативная реклама отличается от прямой тем, что рекламируемый объект мелькает в публикации совсем чуть-чуть и только там, где это уместно. Основной акцент — на путешествии, а не на автомобиле.
Я сотрудничал с Яндексом. Там хотели заказать нативку для своей Народной карты, но нативка не получалась — и тогда мы рассказали о преимуществах сервиса в действии. Отправились искать противоракетный комплекс и на примере этой поездки продемонстрировали, как пользоваться картой и чем она хороша. Несмотря на рекламный характер, статья получилась такой же популярной, как и другие.
Принцип 10. Искать вдохновение вокруг себя
У меня нет контент-плана: не хочу превращать хобби в работу. Чтобы найти новые темы, я сажусь в автомобиль, еду и снимаю то, что вижу. А потом разбираю фото и понимаю, в какие истории можно обернуть отснятый материал. Этот способ подходит мне, поскольку фотографирую с детства, и репортажная фотография — часть моей жизни.
Бывает, натыкаюсь на интересное случайно. Когда мы с семьей зимовали в Таиланде, поехали за покупками и увидели свалку автомобилей Land Rover. Их было штук 50 — старых, классных, фактурных. Я сфотографировал их из-за забора, и получился материал почти на 30 000 просмотров.
Если приложить усилия, то Дзен даёт прекрасные возможности для монетизации материала, а брендам подучить широкий охват.