LinkedIn: десять самых востребованных навыков в 2019 году
Компания LinkedIn провела исследование на основании запросов работодателей и анкет соискателей и представила топ-10 самых востребованных soft skills и hard skills.
Ранее я уже писал, как не остаться на обочине рынка труда в 2019 году. И так как более двух лет занимаюсь оптимизацией бизнеса, а на сегодня я систематизировал бизнес-процессы в 225 компаниях разных профилей из пяти стран, я решил соединить исследование LinkedIn со своей практикой и представить их в этом материале.
Материал полезен и сотрудникам: увидите тренды и поймёте, что необходимо прокачать. И предпринимателям: узнаете, какие навыки у вас и ваших сотрудников дадут лучшие результаты бизнесу.
Чтобы мы говорили на одном языке, краткая суть терминов:
- Hard skills («твёрдые» или «жёсткие» навыки) — технические способности или наборы навыков, которые можно наглядно продемонстрировать и легко определить количественно.
- Soft skills («мягкие» навыки) — комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков. Отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность. Не связаны с конкретной предметной областью, их сложно определить количественно или измерить.
Кстати, в последнее время много писали и говорили только о важности soft skills, в этот раз известный сервис обратил внимание и на hard skills, что довольно интересно.
А теперь к делу.
Топ-5 soft skills
Креативность
Сколько бы мы ни пытались следовать догмам и правилам, научиться креативности по учебникам сложно. Изменения происходят постоянно, и как только выявляют одну закономерность, на подходе уже вторая. Способность креативить нужно развивать на практике, не выискивая и заучивая теорию.
Банальный пример: сейчас некоторые ринулись «красть, как художники», не прикладывая собственных усилий. И качество, предположим, контента, созданного таким образом, будет хромать, а про его вирусность точно можно забыть.
Лично я развиваю креативность решением нестандартных творческих задач либо настольными играми, такими как «Имаджинариум» или «Диксит», например. Когда в условиях упрощённой модели прямо возникает физическое ощущение тренировки навыка.
В бизнесе в этом плане отлично помогает концепция книги «Голубые океаны» и ТРИЗ.
Я, например, был удивлён, что венгерские автобусы-«гармошки» Ikarus были придуманы именно благодаря методологии ТРИЗ. Задача стояла увеличить пропускную способность автобуса. А при банальном удлинении наткнулись на его неповоротливость. Оригинальное решение с «гармошкой» посередине позволило «убить двух зайцев». Такие решения позволяют уйти от неприятных компромиссов.
Убедительность
Ещё «Игра Престолов» в своё время нас учила: мнения могут быть кардинально разными, и каждый прав по-своему. Вопрос лишь в твёрдой позиции и умении убеждать других. Кто убедительнее, тот и молодец.
Здесь обычно помогает эмпатия, эмоциональный интеллект, знания психологии влияния.
Сотрудничество
Способность работать и эффективно коммуницировать с другими людьми.
Социальная роль — это система социальных ожиданий, которая дополняет другую систему социальных ожиданий. Если простым языком — руководителя без подчинённых нет, как и нет актёра без зрителей. Без понимания этой системы сложно эффективно коммуницировать с другими людьми, так что без навыка сотрудничества сейчас никуда.
Адаптивность
Умение гибко и быстро меняться под изменчивую ситуацию при ежемесячной смене трендов.
Компании, входившие в индекс S&P 500 (фондовый индекс компаний США с наибольшей капитализацией), в 1960-х годах держались в нём в среднем 33 года. Сейчас — 24 года. К 2027 году этот период составит всего 12 лет.
Отсюда следует вывод, что компаниям нужно больше находиться в состоянии постоянного стартапа. Поэтому адаптивность — топовый навык.
Управление временем
Пресловутый тайм-менеджмент стал особенно важен — здесь я сужу по нашему бизнесу и бизнесу клиентов. Сотрудники и особенно собственники вынуждены одновременно выполнять процессные роли и при этом постоянно развивать и тестировать новые гипотезы. А это задачи-антагонисты.
Чтобы не выгореть в таком режиме, лучше пользоваться планерами. Подойдёт даже банальный «Google Календарь».
Так что лучше фокусироваться — закладывать на задачи определённое время и ставить напоминания. Иначе с большой вероятностью многие задачи так и не будут сделаны. А ведь логика очень простая — закладывать время заранее, уделяя отдельное время, например, на дорогу. В нашей компании сотрудники имеют доступ к моему «Google Календарю» и просто проверяют моё время, назначают удобное время, не отвлекая меня вопросами.
А теперь топ-5 hard skills
Cloud computing
Облачные вычисления — способность предоставлять вычислительные службы через интернет (облако, иначе говоря).
Тенденция простая — те, кто хранят информацию на внутренних серверах с якобы благой целью защитить свою информацию, создают чудовищные неудобства и ещё большие риски для компании. Например, таким собственникам будет сложнее найти новых сотрудников: из общего числа специалистов подойдут только луддиты-домоседы, так как мобильные сотрудники вряд ли будут рассматривать работу в офисе при наличии альтернатив.
Кстати, по моим личным наблюдениям, люди, которые ни разу не меняли место жительства, достигают меньших результатов, чем люди-«путешественники» похожего статуса. На мой взгляд, их мозг работает по-другому.
На сайтах с вакансиями сейчас чаще ищут удалённую работу. Конечно, есть и компании, где удалённость сотрудников исключена, но тренд на мобильность однозначно растущий.
Искусственный интеллект
Если упростить суть этого навыка — нужно уметь работать с автоматизацией сложных и изменчивых процессов. Если решать все рутинные задачи самостоятельно, то придётся «раздувать» штат и тем самым хоронить КПД.
Иными словами, как я понимаю, одно из главных значений работы с искусственным интеллектом — то, что он позволяет переработать огромные массивы данных в решения.
Например, в 2023 году LG планирует передать все процессы на заводе от закупки расходных материалов до контроля выпускной продукции и её отгрузки полностью на плечи искусственного интеллекта. Поэтому уже сейчас спрос на специалистов с такой специальностью растёт. Колоссальная экономия ресурсов.
Я часто сталкиваюсь в своей практике с персоналом операционного, тактического и стратегического уровня. Кадры, как обычно, большая проблема, особенно сильные руководители среднего звена — появляется много творческих задач, которые выполняются медленно и плохо.
С навыками работы с искусственным интеллектом один человек может заменить может быть не десяток, но 4-5 специалистов интеллектуального труда. При такой экономии грех не платить человеку хотя бы две зарплаты из сэкономленных пяти. Главное здесь, конечно, не повторить историю со SkyNet.
Analitical Reasoning
Способность к аналитическим рассуждениям и прогнозам.
В университете мы занимались математическим моделированием. Например, мы строили огромную модель экономики США, где, условно, массовые увольнения на крупном предприятии штата Техас приводили к увеличению ставки рефинансирования через череду незаметных действий.
И если раньше активных профессиональных субъектов рынка было немного, то сейчас огромная конкуренция породила необходимость пользоваться большими данными. То есть нужно уметь собирать огромный массив данных и проверять влияние разных факторов друг на друга.
Управление людьми
Это сейчас главный тренд в b2b-сегменте — разные методологии менеджмента занимают умы многих предпринимателей. Рынок постоянно развивается, и спрос на эффективных руководителей, способных выстроить работу в коллективе, растёт. И если раньше королём был трафик, то сейчас важнее менеджмент.
Мне даже сложно представить, как компания из хотя бы пяти человек может работать эффективно хотя бы организационной структуры и стандартного управленческого цикла. Причём часто один и тот же человек может выполнять сразу несколько ролей. Все проблемы возникают, когда какие-то роли в компании есть, а ответственного нет. Все занимаются всем.
UX-дизайн
Здесь процитирую своего приятеля-предпринимателя, с которым я полностью согласен: «Правильный UX-дизайн даёт около 60-70% ценности продукта».
По одной из известных концепций любой продукт состоит из трёх уровней:
- база, фундамент, суть, основа;
- юзабилити, инфраструктура;
- excitements или эмоции.
С фундаментом, основой продукта всё понятно. Эмоции рождаются просто творческим креативом и дают клиенту приятное послевкусие. А вот уровень инфраструктуры постоянно растёт, и за него идёт самая большая борьба.
Итак, вот мои выводы
- Рынок труда всё меньше привязывается к географии. Бетонные процессы ломаются каждый день, каждый месяц приходят новые прорывы и инструменты.
- Без гибкости и приобретения новых навыков, в том числе и многозадачности, выжить практически невозможно.
- Важна фокусировка на процессе, что достигается только правильным управлением времени.
- Растут требования к умению управлять людьми, расстояние заставляет развивать более эффективный менеджмент.
- Масса новых переменных и конкуренция вынуждают плотнее работать и понимать большие данные, подключать искусственный интеллект.
Если вы знаете специалистов с такими навыками или знаете, где их найти, или людей готовых этому обучиться, поделитесь их контактами в комментариях — мы ищем таких людей в команду!
Статья-источник: “The skills companies need most in 2019 and how to learn them”.