Итоги 2018 года — часть первая. Ребрендинг инфобизнеса
Довольно неожиданным для меня в 2018 году стало новое явление инфобизнеса народу, который теперь стал называться «создай свою онлайн-школу». Честно — я думал, на рынке произойдет окончательное очищение, останутся единицы качественных образовательных продуктов от профи, а основная масса вымрет и всем будет хорошо.
Сразу проясню - я не вижу ничего плохого в том, что люди за деньги учат других людей. Это вообще НОРМАЛЬНО. Государственные вузы тоже занимаются инфобизнесом, причем часто плохим, но просто не имеют такого отрицательного флера, как вездесущие семинары и тренинги. Бред про "если сам не умеет, то учит" - как был бредом, так и остается. Обучение - отличная прибавка к реальным проектам, которая увеличивает оборот.
Во всей этой истории меня всегда раздражало только то, что в основе всего инфобизнеса в России всегда лежала большая ложь. Изначально была внедрена идея того, что учить может каждый, кто прочитал на несколько книг больше других. На дистанции это привело к уничтожению нормального рынка образования и падению репутации на уровень дна. Именно поэтому сейчас и происходит ребрендинг, где вместо слова "инфобизнес" используются приличные "онлайн-образование" или "онлайн-школа".
И, с одной стороны я рад, что ребрендинг делается - это может привести нас к нормальному рынку, а с другой - то, что происходит, приводит меня опять к позе «рука-лицо». Как обычно, больше всего зарабатывают те, кто учит, как делать онлайн-школы. Опять обещаются миллионы в месяц и нулевые затраты. Снова - просто прочитай много книг и открывай онлайн-школу. В который раз - будешь лежать на берегу моря, почесывая левую пятку, тратя на работу 4 часа в день. И беконечные бесплатные вебинары, автовебинары и автоворонки вместо того, чтобы учиться делать продукт, с которого ученики не сливаются после третьего урока или строить крепкое комьюнити.
Этот тренд либо окончательно грохнет всю репутацию обучения, либо все-таки ее восстановит. И вот для тех, кто хочет ее действительно восстановить, а не срубить бабла на хайпе, я развею некоторые сказки.
1. Действительно, онлайн-обучение высокомаржинальный продукт в своей основе. Его производство стоит немного по сравнению со стоимостью. Деньги кажутся легкими - но это не совсем так. Вместо трат на производство вы будете вкладывать кучу денег в маркетинг. Если продукт будет "сарафанный" и вас будут все подряд рекомендовать - вкладывать будете меньше, если тема не на волне - гораздо больше. При этом никуда не денется команда, которой надо платить регулярную зарплату, вне зависимости от успешности запуска, и траты на сервисы.
2. В бизнесе на обучении есть одна большая ловушка. Вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО можете в первого запуска заработать миллион рублей (и даже три миллиона). И вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО можете это сделать только постами на личных страницах в соцсетях. На этом и строится вовлечение новых адептов онлайн-школ. Но штука в том, что потом вы НЕ СМОЖЕТЕ повторить этот результат. С первого запуска вы выжгете свою аудиторию, на втором у вас купят меньше, на третьем еще меньше, а потом вы грохнетесь. Затраты на маркетинг и команду уведут вас в минус. Когда обучатели онлайн-школам говорят о миллионах в месяц, они, с одной стороны, говорят правду, но с другой просто не говорят, что этот месяц был один или два. Даже если запуск делать раз в 2 месяца, то с учетом падения в последующие запуски, ваша прибыль в месяц будет в районе 200-700 тысяч рублей для большинства онлайн-школ. В первый год при хорошем стечении обстоятельств. А во второй - меньше, если не подходить к проекту с умом, а делать по инструкции новых инфобизнесменов.
3. У вас нет никаких шансов продать свое обучение на дистанции и сделать из этого серьезный прибыльный бизнес, если у вас нет своего комьюнити, прогретой почтовой базы, сотен тысяч подписчиков в соцсетях и т.д. Короче — лояльной "теплой" аудитории, которая РЕГУЛЯРНО пополняется. Все эти воронки через бесплатные вебинары перестали нормально работать еще года три назад. И когда их сейчас пытаются достать из пепла, это особенно веселит.
Голый трафик через таргетированную и контекстную рекламу вас тоже на дистанции пары лет не спасет. Один раз поможет, второй раз поможет, а потом всё. Аудитория выжжена.
Еще раз - если у вас есть своя теплая аудитория, и даже если вы ее постоянно вовлекаете, но вы ее зафиксировали и не растите ускоренными темпами, то в итоге вы провалитесь. Я знаю штук пять проектов в этом году, которые резко просели по прибыли или обанкротились, просто потому что не давали рекламу на привлечение новых людей. Не тратите ресурсы на постоянное пополнение базы - забудьте о прибыли через несколько лет. И линейки продуктов вас тоже не спасут. Можно одним и тем же людям продавать разные проекты под новым соусом, но чаще всего не долго. Дешевые, средние, vip-продукты, продукты в новых нишах, продукты под новым углом, какие угодно. Без пополнения базы - вы просто отсрочите свой конец.
4. В 2019 году качество проекта будет решающим. Мало собирать базу, делать хорошую рекламу и придумывать линейку. Если ваш проект не будет превращаться в бренд, которому доверяют, то со временем вас съест конкуренция и отсутствие лояльности. При этом не забывайте про такое понятие, как ОБЪЕМ рынка.
Ваша ниша может быть в принципе такой маленькой, что через год-два вы ее съедите абсолютно всю. А еще бывают почти не обновляемые ниши (новые люди туда не приходят) или ниши, где не обновляются знания. Тоже - пиши пропало. Одним словом, белый "инфобизнес" или "бизнес на образовании", нормальная "онлайн-школа" - это совсем не просто. Кто так говорит, скорее всего хочет просто на вас хорошо заработать. Особенно сейчас, когда с репутацией явные проблемы.