Wi-Fi на транспорте России: перспективы
Спрос на внедрение точек Wi-Fi возрастает с каждым днём и становится востребованным практически во всех сферах жизнедеятельности: от функционирования крупных корпораций до транспорта. В последнем, согласно статистике, россияне тратят до 26% своего времени. О том, какие перспективы ждут информационные технологии в транспорте, рассказывает Основатель компании по обеспечению высокоскоростным Интернетом "Incarnet" Антон Есин.
Общим плюсом всех технологий в рамках Wi-Fi всегда было то, что они являлись недорогими и простыми в настройке, обеспечивая, при этом, доступ в сеть даже в тех местах, где стабильное широкополосное проводное соединение обеспечить трудоёмко или невозможно.
За последние несколько лет во всём мире число хот-спотов Wi-Fi росло в геометрической прогрессии как в частных домохозяйствах, так и в публичном доступе (так называемый outdoor Wi-Fi). Нашли своё применение технологии Wi-Fi и на наземном транспорте, и в авиации, и в морских перевозках, что стало отражением потребности современных путешественников оставаться в сети и иметь доступ к интернет-сервисам, даже находясь в дороге.
Лидирующие страны по числу хот-спотов Wi-Fi
Согласно исследованиям Markets&Markets, в целом мировой рынок Wi-Fi оценивался в $24,7 млрд по итогам 2018 года, а к 2020 году может достигнуть $33,6 млрд при среднегодовом темпе роста 17,8%. По данным iPass, крупнейшего в мире коммерческого Wi-Fi сервиса, с 2015 года до декабря 2018 года количество доступных во всем мире публичных хот-спотов Wi-Fi выросло на 80% и достигло 340 млн. Если в 2015 году один хот-спот приходился на 150 человек в пересчете не население планеты, то через три года один хот-спот приходится на каждые 20 жителей Земли.
Среди всех стран мира, по подсчетам iPass, по количеству коммерческих хот-спотов лидирует Франция (13 млн), следом за ней с небольшим отрывом – США (9,8 млн) и Великобритания (5,6 млн).
Тренды в России
В России львиная доля коммерческих хот-спотов принадлежит ритейлерам и заведениям общепита и только несколько сотен – перевозчикам. Такие данные совпадают с оценками J’son & PartnersConsulting: аналитики агентства отмечают, что по проникновению Wi-Fi среди B2B в России все еще лидирует сектор HoReCa (Hotel, Restaurant, Café – отель, ресторан, кафе). В целом, проникновение Wi-Fi в регионах России в сегменте B2B составляет порядка 35 %, что указывает на высокий потенциал роста регионального рынка Wi-Fi.
По данным J’son & Partners, объём российского рынка управляемых сетей Wi-Fi в 2018 г. превысил 4,1 млрд руб., из которых 70% пришлось на услуги связи и рекламу, а оставшиеся 30% – на прямые продажи оборудования и сервис.
Бесплатный Wi-Fi в городском наземном транспорте берет начало в ЦФО и распространяется во многие города нашей страны. На данный момент специалисты компании "Incarnet" обеспечили интернетом весь транспорт Москвы, более 300 поездов, автотранспорт и вертолеты.
В большинстве городов точки доступа WiFi в транспорте появляются только в тестовом режиме, который показал ясную картину и четко ответил на вопрос, чего же все-таки не хватает: скорости соединения, опознавательных знаков на транспорте и простоты авторизации.
Правда, у российского рынка Wi-Fi есть ряд сдерживающих факторов, и их влияние довольно существенно. Прежде всего, существуют специальные требования регулятора к обязательной аутентификации пользователей в Wi-Fi сетях: эту задачу операторы решают самостоятельно или покупают готовые решения, предоставляемые рядом системных интеграторов. При этом стоимость выхода на транспортный объект относительно невелика и составляет до 50 тыс. рублей, включая всё необходимое оборудование, что является плюсом.
Второй большой проблемой является то, что транспортные компании не оказывают услуги связи напрямую: для этого они заключаются партнерские соглашения со специализированными операторами. Подобные переговоры могут вестись годами, не приводя к конкретному результату.
Наконец, третий «негативный» фактор – это развитие мобильных сетей 3G и 4G в крупных городах страны. Покрытие сетей таково, что большинство пользователей сотовых операторов, находясь в наземном транспорте, могут пользоваться мобильным интернетом: им Wi-Fi просто не нужен.
Wi-Fi в полете и перспективы
Интересно, что, ссылаясь на постоянный рост проникновения 3G и 4G сетей, многие высказывают мнение, что наиболее перспективный сегмент для услуг Wi-Fi на транспорте – это так называемый inflight Wi-Fi, то есть оборудование Wi-Fi хот-спотами воздушных судов. Особенно актуальны подобные интернет-сервисы для бизнес-пассажиров.
«На данный момент специалисты компании "Incarnet" обеспечили интернетом весь транспорт Москвы, более 300 поездов, автотранспорт и вертолеты.»
Интересно... Про метро/МЦК/наземку тоже самое заявляет МаксимаТелеком.