Метавселенные: хайп или все же нет? Какому бизнесу идти туда в 2023 году?
Метаоптимисты уверены: к 2026 году каждый четвертый человек будет проводить минимум час в день в одной из метавселенных. А что виртуальные вселенные предлагают бизнесу уже сейчас? Для каких отраслей экономики они наиболее актуальны? И какие специалисты там нужны?
Игорь Трунов, автор медиаплатформы новостей и инсайдов IT-индустрии Deks, сооснователь Advisability Group, резидент бизнес-сообщества «Эквиум».
Ставка на виртуальную реальность
Оптимисты уверены, что к 2026 году четверть населения — в первую очередь миллениалы и зумеры — будет проводить не менее часа в день в одной из метавселенных — для работы, развлечений или покупок. Согласно отчету, 70% лидеров мнений считают, что они заменят соцсети и станут неким 3D-слоем интернета.
Не все так оптимистичны. Но уже сейчас очевидно, что метавселенные предлагают новые социальные и финансовые инструменты.
Что можно в метавселенных прямо сейчас?
Метавселенная — цифровая среда, где люди взаимодействуют друг с другом и с разными объектами через цифровые аватары. То есть вход в нее открывается через VR- и AR-гаджеты, а не экраны компьютеров.
По последним данным, над проектами метавселенной работает более 10 000 человек. Таким образом, она уже создает рабочие места.
В метавселенной уже есть цифровая недвижимость и арт-галереи, а разные страны создают в ней офисы и представительства. Например, в начале 2023-го Барбадос планирует открыть первое в мире посольство в метавселенной Decentraland. А островное государство Тувалу анонсировало создание цифровой копии, т. к. опасается затопления из-за роста уровня моря. Возможно, Тувалу станет первым в мире цифровым государством.
Есть в метавселенной и уникальные цифровые активы NFT — это и виртуальные, и реальные предметы коллекционирования. Некоторые называют NFT цифровым ключом к разблокировке метавселенной.
Каким бизнесам стоит задуматься о решениях для метавселенных прямо сейчас?
Аналитики говорят, что в этой сфере формируется несколько направлений: коммерческое, образовательное, развлекательное и производственное. По их мнению, рыночный потенциал виртуальных вселенных к 2024 году составит 800 млрд долларов. Другие оценивают объем отрасли в 1 трлн долларов и делают ставку на сегменты электронной коммерции, оборудования, цифровых событий, рекламы, игр и развлечений.
Кто в России уже смотрит в сторону виртуальной вселенной:
- «М. Видео» запустил магазин электроники в метавселенной Roblox,
- девелопер Hutton знакомит клиентов с архитектурой будущего в собственной метавселенной,
- правительство Петербурга изучает возможности простых учетных систем в виртуальном пространстве.
В сфере образования эта концепция сделает обучение интереснее. Например, пользователи смогут перенестись в прошлое или в VR-форме изучить природу любого уголка земного шара.
Все больше брендов рассматривают ее как новую площадку для продвижения товаров и привлечения покупателей. Gucci, Zara и другие известные бренды представили коллекции в метавселенных, причем некоторые созданы исключительно для виртуального мира и не имеют физического воплощения.
В этом пространстве создаются NFT-галереи, где авторы выставляют цифровые работы для просмотра и продажи.
NFT, или невзаимозаменяемые токены, — это уникальная единица данных в блокчейне. Их можно связать с цифровыми и физическими объектами, чтобы обеспечить доказательство права интеллектуальной собственности. Художникам, например, это позволяет получать гонорары от всех вторичных продаж своих работ.
5 сфер для применения NTF
NTF-искусство: на аукционах можно купить или продать цифровые версии работ Уорхола, Дали, Бэнкси в виде NFT-токена. Кроме того, художники современные художники создают NFT-объекты, которые продают такие старинные аукционные дома, как Sotheby’s.
Недвижимость: уже есть примеры, когда реальные объекты недвижимости были проданы как NFT.
Ивенты: спортивные, музыкальные и другие.
Музыка: на аукционах выставляются NFT-токены, к которым привязаны треки из музыкальных альбомов.
Виртуальные игры: например, можно выращивать NFT-питомцев (вроде тамагочи).
Какие специалисты нужны в метавселенной?
Метавселенная создает не только рабочие места, но и стимулирует появление новых специальностей.
Например, там уже востребованы:
программисты-художники по генеративным моделям, которые будут работать на стыке генеративного дизайна, программирования, инженерного творчества и автоматизированного проектирования;
создатели «мостов» в метавселенной — те, кто умеет переносить объекты реального мира в виртуальный и обратно;
специалисты по цифровому маркетингу, ориентированные на метавселенную;
data bounty hunters — специалисты, имеющие юридические знания и опыт интеллектуального анализа данных в метавселенной для защиты прав собственности;
- специалисты в области кибербезопасности, способные защищать пользователей от кибератак, киберкраж, утечек данных.
С чем связан рост популярности метавселенной?
Среди очевидных на данный момент плюсов:
- возможность создавать более интерактивную онлайн-среду: например, иммерсивные презентации продуктов в 3D или VR, что позволяет клиентам рассмотреть их до мельчайших деталей;
- организовывать онлайн-игры, концерты, выставки, галереи, тусовки, на которых присутствуют аватары людей: такие мероприятия уже прошли в игровых средах, например, Fortnite.
Риски метавселенной
- утечки данных на совершенно новом уровне: когда пользователи носят устройства вроде гарнитуры виртуальной реальности, организации могут собирать такие данные, как движение головы и глаз человека, считывать голос и интонации. Это позволяет в считанные секунды идентифицировать личность, ее местоположение и т. д.;
- киберкражи;
- атаки киберпреступников. Например, число атак на корпоративные сети увеличилось на 50%;
- незащищенность пользователей. Кто гарантирует неприкосновенность имущества пользователю, который купил вот эту яхту The Metaflower Super Mega Yacht, существующую только в метавселенной, за 650 тысяч долларов?
Дорогое виртуальное пространство
Хотя популяризаторы метавселенной говорят о перспективах для бизнеса, рост рынка для пользователей из России и стран СНГ сдерживается высоким порогом вхождения.
Например, самый маленький виртуальный участок в раскрученной метавселенной весной 2022-го стоил от шести тысяч долларов, а в ее престижных «районах» цена доходила до 680 тысяч. Комиссия за размещение единицы товара — не менее 500 долларов.