Как своими силами организовать площадку на конференции и не умереть
Опыт LiveDune на Суровом Питерском SMM, перепечатка с Cossa
У нас было полтонны песка, три бутафорских камня, 6 VR-шлемов, 96 пробирок со специями, одна ракета из картона и 30 вариантов визуализации площадки различных видов и расцветок. Не то чтобы всё это было необходимо для конференции Суровый Питерский SMM, но если увлёкся event-маркетингом, трудно остановиться.
Единственное, что вызывало у нас опасение — это песок. Доставят ли нам тот самый оттенок, на котором строится вся концепция с отсылкой к «Дюне»? Не растащат ли его по отелю Park Inn by Radisson Pribaltiyskaya? Иначе нам просто-напросто закроют площадку.
Вводные данные
Бюджет: 175 тысяч рублей. Размер площадки: 18 квадратных метров. Цель: достигнуть вау-эффекта, примелькаться в лентах, собрать несколько сотен контактов клиентов.
Для нас было очень важно построить эффектную площадку. «Суровый» — главное событие в мире отечественного SMM и вся наша ключевая аудитория планировала быть в конце октября в Санкт-Петербурге.
Фирма, которая строит площадки для больших конференций, запросила только за часть работы почти полмиллиона, так что мы решили обойтись собственными силами. Пиар-отдел сервиса аналитики LiveDune на месяц превратился в event-агентство. Мы много креативили, едва не профакапились и уложились в сравнительно небольшой бюджет.
Бюджет
Самое главное в таких проектах — это бюджет и планирование. Обязательно составляйте смету, иначе легко не просто выйти, а вылететь из бюджета. И важно психологически готовиться к тому, что суммы будут меняться.
Сначала мы накидали примерные цифры и они, конечно, были далеки от действительности, порой на 50%. Мы ориентировались на 100–120 тысяч рублей, но с каждым этапом расходы росли в геометрической прогрессии. Особенно сложно было организовать просмотр нашего VR-видео с хуманизированной нейросетью прямо на площадке.
Мы оживили фичу нашего сервиса — нейросеть, которая оценивает комментарии. Её зовут Ольга Станиславовна. Она была капитаном космического корабля, который бороздил просторы маркетинговой галактики, попутно выполняя квесты планетарного масштаба с помощью возможностей LiveDune. Таким образом мы достигли двух главных целей: организовали необычную активность, на которую стояла очередь из желающих, и нативно рассказали про свой сервис.
Сценарий ролика написала глава пиар-отдела Наталия Туйгунова, наш дизайнер Андрей Митюшкин отрисовал и смонтировал видео с дополненной реальностью. Из сторонней помощи — нам пришлось искать подрядчика на лицевую анимацию (10 тысяч рублей) и рендер-ферму (6200 рублей) . Озвучила видео автор статьи, так что в целом мы здорово сэкономили (от 50 тысяч рублей) на производстве видео. Шесть комплектов беспроводных VR-шлемов нам обошлись в 20 900 на два дня. Пришлось потрудиться, чтобы найти фирму, которая работает без залога.
На подхвате у нас был питерский декоратор за небольшую оплату (7 тысяч рублей) и проект для портфолио. Декораторы — обычно хрупкие девушки, которые умеют и в прораба. Нашу Вику мы нашли через знакомых, она лично ездила на строительный склад и отбирала 100 кг камней песчаника для дорожки. Камни с транспортировкой обошлись нам чуть больше 3 тысяч рублей. Камни не только украсили площадку, но и выручили: гости площадки воспринимали их как квест, прыгали по ним и не уносили песок на обуви. Прожектор (3000 рублей аренда + 2000 залог) позади ракеты и неоновая надпись (6 200) сгладили неудачную покраску реквизита.
Особенно сложно было с логистикой при сборе площадки — никто из команды не живёт в Питере. Две пиарщицы и одна маркетологиня приехали за три дня до события, чтобы всё подготовить и забрать посылки: мерч (45 000 рублей, считали отдельно) ехал из Краснодара, камни из Москвы, декор из Астрахани, а часть мелочей типа фольги, бахил и так далее (почти 4 000 рублей) мы заказали на маркетплейсе.
Главный совет по смете — оставляйте на непредвиденные расходы 10–20% от общей суммы.
Стройка
Дороже всего нам обошёлся баннер с установкой (40 950 рублей) . Монтажник построил и импровизированную песочницу с бортами и поддоном из коричневого геотекстиля. В поисках геотекстиля нужного оттенка обзвонили половину Питера. Оказывается, раньше производился именно коричневый, сейчас подход поменялся и строители используют белый или серый. В итоге узкий и дешёвый (896 рублей) нашли в Леруа Мерлен.
Бутафорские камни из пеноплекса приобрели через знакомых. Оказывается, с помощью нетворкинга можно найти всё. Кинодекоратор «Чёрной молнии» и сериала «Эпидемия» продал нам их по 2000 за каждый, перевозка 3639 рублей. И это нереально дешево. Если делать на заказ, то каждый вышел бы от десяти тысяч рублей. Мы только сняли мох и блёстки — до этого на них сидели роскошные русалки. Гостям ивента понравилось сидеть на камнях. На подушки, которые мы специально арендовали (900 рублей) в обычном event-прокате товаров для праздника, им садиться было не так интересно.
Вывод: иногда надо выбирать путь попроще и не загоняться на мелочах.
Важно продумать всякие мелочи, например, где вы будете хранить мерч, чтобы его не разобрали любопытные зеваки. Для пробирок со специями для глинтвейна и мармеладных червячков (бесплатно от наших партнёров) мы купили пластиковые контейнеры (900 рублей) , а под арендованные VR-шлемы попросили у отеля стол и волонтёра, который всё это караулил. Нам повезло, что у нас была угловая площадка, и баулы мы спрятали за баннером-книжкой.
Как завезти полтонну песка на площадку
На самом деле полтонны прокалённого песка для песочниц — это немного. Всего лишь 15 бумажных пакетов. Но есть одно, но — песок нужного оттенка нам везли из Москвы от производителя. По двойному прайсу: 1100 рублей за мешок в 30 кг. Вместе с транспортировкой и подъёмом на этаж вышло 16 760 рублей.
Казалось бы, проще заказать песок со строительной площадки, но поставщики могут привезти его только в кузове самосвала. Перспектива пересыпать его в вёдра и везти по ковролину даже в багажной тележке через половину отеля не радовала. Вдобавок, такой песок небезопасен, и сммщики всея Руси могли получить кишечную инфекцию, а бренд LiveDune был бы подпорчен.
Представители отеля были, мягко говоря, не в восторге от нашей идеи. Организаторам конференции стоило огромных усилий согласовать полтонны песка, при этом изначально мы хотели завезти тонну. У песка большая плотность и в итоге мы покрыли площадку тонким слоем в 1,5 см. Для разравнивания песка мы купили садовые грабли и рисовали рябь как в пустыне.
Мы как кошечки копались в песочке, пока распределяли его по площадке. Волонтёры Сурового шутили и прогнозировали, кого первого придут закапывать после события.
Факапы
Мы дважды чуть не облажались с самым важным — с расчётами. Для точного замера песка гуманитариям пришлось привлечь отдел разработки. Перерасчёт коснулся и отправленного на печать баннера, так что советуем все задачки по стройке отправлять на чекап технарям.
Ракета и её перевозка (10 000+1800 рублей) стоили нам килограмма убитых нервишек. Мастер задержал работу, и чтобы сэкономить, искал курьера через дешёвое приложение. В итоге мы оплатили экспресс-такси, и водителю пришлось пересаживаться на электричку, чтобы успеть с доставкой. Как в кино он привёз руководителю отдела пиара картонную коробку за минуту до отправления Сапсана.
А вот транспортировка перекати-поля (1000 рублей) , к сожалению, не удалась. Автор статьи собирала его вручную в астраханских степях. Оказывается, сезон (да-да у него есть свой сезон) перекати-поля наступает в ноябре, когда корни высыхают и выскальзывают из грунта. Удивительно, какое количество необычных и иногда бесполезных знаний ты получаешь в таких проектах.
Нас подвела упаковка — не успели найти коробку нужного размера. Пришлось отправить его в мешке Почтой России. Несмотря на отметку о хрупком грузе доехала только треть куста, остальное превратилось в труху.
Наша главная по маркетингу Катя Леонидова в шапочке из фольги
Важно не борщить с креативностью. Мы накидывали и накидывали идеи: мастер-класс по лепке песка, сборка шапочек из фольги. Рук, чтобы воплотить всё это, в итоге не хватило. В кинетический песок (1113 рублей) играл сын одной гостьи, а автор видео и sales-manager два дня конференции настраивали шлемы для гостей и раздавали подарки.
Наше наблюдение: на площадке нужна одна основная активность — у нас это было видео про компанию в VR-шлемах и, возможно, лотерея. Например, розыгрыш лам от платформы Elama собирал вокруг их стенда сотни людей.
Как всё это убрать
Срочный клининг в воскресенье вечером вместе с грузчиками, чтобы вывезти камни из отеля — это очень дорого. Мы нашли бесплатный, но трудозатратный способ — выложили объявление на Авито и предложили забрать весь песок за демонтаж.
Афёра удалась — в назначенный час приехал Олег на четырёхметровом Ford и забрал всё, что мог увезти. Однако у Олега оказалась больная спина и помогать с переноской ему пришлось нашему сейлз-менеджеру, а песок мы сметали всем коллективом. Зато покатались на отельной тележке.
В итоге
Мы сэкономили несколько сотен тысяч рублей и собрали больше 200 контактов через регистрацию на космолёт: выставили стойку с qr-кодом как в аэропорту. Площадка выглядела настолько необычно, что люди сами оставляли свои данные.
Было опубликовано больше 50 отметок с фотографиями. Но их точно было больше — на площадке работали пять фотографов. Удачно расположенная неоновая вывеска с названием компании смотрелась органично, не рекламно и не вызывала отторжения, с ней хотелось фотографироваться.
Онлайн-билет, который мы отправляли при регистрации на рейс
Чего нам не хватило, так это справочной информации, и можно было бы добавить какой-то розыгрыш.
Из минусов такого подхода — мы действительно выдохлись за этот месяц. Но мы довольны результатом и сплотились как команда. Ещё один плюс — у нас есть опыт создания успешной площадки и часть реквизита. Так что в будущем мы можем собрать даже улучшенную версию площадки и в несколько раз дешевле.
Автор статьи — PR-manager сервиса аналитики и управления соцсетями LiveDune Мария Чашникова.