11 друзей ботов: Кому и для чего выгоден фейковый трафик?
Поначалу, мы думали, что именно они - станут нашими друзьями, будут помогать своим клиентам экономить рекламный бюджет, и делать интернет-мир лучше
Возможно, год назад, мы были слишком наивными, и теперь с уверенностью можно сказать - то что работает на Западе, не работает в России.
Кейс: продвижение услуг сервиса по блокировке ботов и нецелевого трафика; на рынке с лета 2018 года, более 300 пользователей (да, пока мало), но фронт-услуга "Антибот для сайта" только завершает бета-тестирование, и является бесплатной (и останется такой - но об этом как-нибудь позже).
Друзья №1. Рекламные агентства. Фейковость трафика - 50/50 (Fake/Real)
Мы предложили более 500 агентствам оффер, согласно которому, если клиент воспользуется нашим сервисом - мы платим первым, определенную сумму денег за каждый подключенный сайт + хороший KPI и бонусы.
Кейс 1: РА подчеркивает прозрачность своих услуг перед клиентом, мол вот, можете установить сервис, который не пропустит к вам ботов и защитит от кликфрода, накрутки ПФ и прочего, по ходу рекламной кампании. Возможно, это именно тот необходимый уровень доверия, которого сейчас не хватает в интернет-маркетинге?
Клиенту - клиенты; Рекламному агентству - дополнительная прибыль; Сервису - пополняемая база ботов;
Итог:
83 агентства - отказались официально и категорично;
14 агентств - приняли предложение, и даже "зацепили" несколько мелких сайтов;
Около 100 агентств - ответили, что имеют собственные наработки по защите трафика;
Ещё 100 - затягивали согласование, ссылались на "конец года", кто-то даже ответил, что слышал о нас "плохие отзывы от крупного бренда" (между делом - из крупных брендов нас никто не покидал, и не жаловался в-открытую);
Остальные не ответили, и честно говоря, мы уже не ждали ответа с той стороны - пока вдруг, не стали получать одиночные жалобы, вопросы и предложения от их клиентов по такой сути:
"Я установил сервис и подозреваю, что исполнитель может меня обманывать: накручивать трафик, оставлять фейковые заявки; Как вернуть деньги за скликивание? Является ли ваша аналитика официальным аргументом в суде?"
Определенная часть сегмента РА стала подогреваться, и после десятка кулуарных переговоров с их представителями, был сформирован вывод в общих чертах: "Чуваки, во все времена, все РА докупают трафик на форумах, чтобы добить KPI. В конце концов, даже самый высокоморальный начальник заставит аккаунта-бедолагу сделать план: "Как хочешь, чтобы было вчера". Боты - это не плохо. Мы не обманываем людей, все продажи реальны, технология - легальна".
И это правда, ведь в 90% договоров, речь идёт именно о посещениях, и там не указывается, что у этих посещений должны быть источники с реальными ногами, руками, головой.
Друзья №2. СМИ. ФТ - 70/30 (F/R)
По ежегодным отчетам Incapsula, и других авторитетных аналитиков, боты совершают более 40% всех визитов на веб-сайты в мире; Сайты СМИ - являются отдельным лакомым кусков для ботов, в основном для того, чтобы парсить с них информацию на сторонние ресурсы.
Да, отчасти, СМИ - находятся с заведомо связанными руками, ведь к ним априори приковано внимание множества официальных и подпольных поисковых машин. Но есть такие, кто не брезгует ни пассивной, ни открытой накруткой, ни даже рекламой накрутки за деньги. В особенно крупных масштабах, это происходит в Регионах России: когда местный онлайн-журнал набирает посещаемость более 30К уников в сутки, а население города может быть всего 8 тысяч человек.
Кейс 2: мы выборочно предлагали федеральным, региональным, имиджевым СМИ - заблокировать ботов. Во-первых, повысится качество баннерной рекламы, во-2х, доверие и приток новых клиентов.
Итог: 80% СМИ не ответили, либо отказались, либо сослались на Google/Яндекс, мол те, должны контролировать этот вопрос(!?); Те, кто отказался, но ответил - также подметил, что либо "боты им не мешают", либо "заблокируем, если все (имеются, в виду конкуренты) заблокируют". Несколько СМИ предложение приняли, и до сих пор пользуются услугами, однако - блокируют они ботов или нет, эта информация строго конфиденциальна.
Друзья №3,4. СРА и SSP. ФТ - 40/60 (F/R)
Логично было бы пойти с нашим предложением к арбитражникам - ведь эти люди, профессионально занимаются трафиком - и "неживым" в особенности. Ещё более логично, было бы пойти к их конечным заказчикам - СРА и SSP.
Данный кейс раскроет конкретный показательный пример:
Мы обнаружили фишинговый сайт, на котором было около 100 баннеров от практически всех ведущих СРА. Всё это дело, подключено через не самую известную SSP. На сайте - огромное количество ботов, прочих манипуляций, "удар" по имиджу ротируемых брендов.
Сначала мы писали SSP с просьбой дать разъяснение, почему такой сайт находится в системе - ответ "Не ваше дело", затем представленным СРА - ответ, "Пусть реклама крутится, пусть переходят, мы платим только за лиды"; затем - брендам, двое всё же поняли нас, и отключились от площадки.
Друзья №5,6. Информационные и тематические сайты. ФТ - 30/70 (F/R)
Казалось бы, чем боты могут помешать сайтам, которые ничего не продают, но формируют общественное мнение?
Кроме "синдрома СМИ", на первом месте - это классические "троллинговые атаки": так было в прошлом году, с Чемпионатом и Спортс.ру, когда сотни новых аккаунтов оставляли в комментариях рекламу казино, или негатив в адрес Алины Загитовой.
Кейс 4: Мы протестировали около 50 крупных сайтов. Ответили почти все, но не пошел на сотрудничество никто. В общем, одно известное медийное лицо прокомментировало это так:
"Извините, но Статистика посещаемости - это основа медиа-кита"
Друзья №7. Сайты медийных персон. ФТ - 30/70 (F/R)
Чаще всего, СМП совсем не заинтересованы E-коммерчески, и их атакуют лишь тролли и "кремлеботы". Но мы рискнули к ним пойти.
Вывод: даже от негативного хайпа никто не откажется.
Теперь в позитивном ключе
Друзья №8. SMM-щики. ФТ - в зависимости от социальной сети
К нашему удивлению, сервис оказался интересен тем профессионалам, кто не работает напрямую с сайтами, а больше генерит креатив, настраивает и анализирует социальный трафик. Преимущественно - женщинам.
Так мы встретили первый полноценный сегмент, не поддерживающий ботов ("плохих" ботов).
Друзья №9-11. Медиа-ресурсы, сервисы, агрегаторы - ФТ от 10 до 30 (F/R)
Данный сегмент мы тестировали также выборочно, и к нашему разочарованию - это был низкий процент акцепта (а хотелось "Wow-эффект!").
Независимым интернет-проектам не часто грозят тролли, кликфрод или накрутка ПФ со стороны конкурентов - в этой сфере стоит вопрос чистого web-мошенничества. Например, когда ты считаешь, что трафик поступает с VC.ru, а присмотревшись - видишь VS.ru; и это в лучшем случае, в худшем - натурально, с VC.ru - но лишь по строке реферера, не в реальности, нет. Когда все посетители ведут себя очень натурально - но всё это было вчера, и на настоящем оригинальном сайте.
Итог: Последний сегмент относится к ботам лениво, но с осторожностью, часто ссылаясь на собственную защиту.
А мы - идём в своих поисках дальше.
«Извините, но статистика посещаемости - основа медиакита» — точно. А что если по факту каждый станет писать рекламораспр-лю, мол 30процентов инета есть боты, сделайте же скидку?