Тестовое задание для product manager. Школа продактов hh.ru
Введение
Хочу поделиться своим результатом решения тестового задания для Школы продактов hh.ru, по итогам которого, я прошел на следующий этап отбора и в дальнейшем был принят. В настоящее время я прохожу обучение в школе, которое состоит из лекций и воркшопов от опытных продактов из hh.
В этой статье, я немного порефлексирую и освежу свой взгляд на решение данного кейса. А так же собираюсь использовать ее для портфолио. Надеюсь, что для кого-то она будет полезной и/или занимательной.
Дисклеймер — на момент решения тестового у меня за плечами было прохождение небольшого бесплатного курса от Product Sense, симулятор GoPractice, некоторое количество просмотренных видео/прочитанных статей и нулевый опыт работы в IT-сфере.
Представленный в статье материал является примером решения тестового задания и не претендует на пособие по работе с реальным продуктом.
Описание кейса
Ниже представлены кейс и задачи к нему.
Первое что бросается в глаза — это ограничение по количеству слайдов на 4 объемных задания. Очевидно, эти задания можно было бы расписать более подробно на много слайдов, но, видимо, помимо знаний в продакт менеджменте, в данном тестовом было так же необходимо показать своё умение излагать мысли коротко и ясно. Кейс мне показался достаточно интересным, задачи понятными. Есть простор для того, чтобы проявить фантазию, а так же возможность продемонстрировать свои навыки.
Решение кейса:
Первый слайд я полностью посвятил решению Задачи 1. В ней необходимо проанализировать рынок и конкурентов, понять что нас выделяет на их фоне и составить образ продукта.
В первую очередь я решил составить образ продукта. В кейсе описана карьерная платформа, которая позволяет людям искать работу, обучаться и заниматься нетворкингом. Я представил это как некий гибрид социальной сети, онлайн-школы, классифайда с вакансиями и площадки для ведения блогов. В общем всё то, что у нас уже есть и чем мы все пользуемся, только собранное на одной платформе. Главной ценностью такого продукта будет возможность закрывать все карьерные потребности в одном месте.
После того как я собрал образ продукта, можно приступать к анализу рынка. Первым делом я пошел на известный ресурс для анализа веб-сервисов — similarweb.com. Триальный аккаунт дает возможность поверхностно проанализировать любой сайт по основным метрикам. Я проанализировал ресурсы на российском и ворлд-вайд рынках, которые отвечают одному или нескольким параметрам [социальная сеть, онлайн-школа, классифайд с вакансиями, площадка для ведения блогов о карьере]. Так как анализ аудитории hh показал мне, что подавляющая часть их пользователей — это люди из стран СНГ, а задачу масштабирования на международные рынки в данном кейсе мы не рассматриваем, я решил проигнорировать крупных игроков, которые не популярны среди людей из СНГ. В итоге у меня получился список из пяти российских и четырех зарубежных площадок, с которыми мы в первую очередь будем бороться за аудиторию:
- VK
- Habr
- SuperJob
- Skillbox
- Работа. ру
- Medium
- Coursera
При желании можно было добавить еще больше конкурентов, но задание ограничивает меня по слайдам, и поэтому я остановился на самых крупных. Для наглядности добавил немного цифр (MAU и Monthly Visits), а так же сделал кликабельные ссылки в названиях конкурентов, которые ведут на их сайты, я считаю важными такие мелочи, ведь они позволяют продемонстрировать своё внимание к деталям в контексте решения тестового задания и немного повысить свою ценность для потенциального работодателя.
На фоне конкурентов такую площадку выгодно выделяло бы то, что на ней собраны все необходимые инструменты для развития карьеры, нетворкинга и поиска работы. А так же развитый более чем за 20 лет бренд hh и самая большая база резюме и вакансий в СНГ.
На втором слайде передо мной стоял челлендж уместить решение трёх оставшихся задач. Начал я с того, что сформулировал цель продукта и главные метрики для Задачи 2.
Цель продукта состоит в том, чтобы максимально наращивать постоянную аудиторию B2C, которая будет пользоваться платформой регулярно на всех этапах карьерного пути. А так же дать B2B клиентам инструменты для эффективного найма и развития HR-бренда за который они готовы платить.
Основная метрика — это долгосрочный Retention — возвращаемость пользователей на платформу в течении длительного периода времени. Данная метрика будет отлично демонстрировать удается ли нам создавать ценность и доносить её до пользователей, ведь если продукт не несет ценности, то зачем возвращаться в него? Закупить трафик и привести пользователя в продукт не такая сложная задача, как удержать его и превратить в постоянного.
Так же я выбрал такие метрики как LTV, ARPU, ROI, ROMI, DAU и Engagement Rate.
Почему я выбрал именно их?
DAU — Количество уникальных пользователей в сутки покажет насколько хорошо мы охватываем аудиторию;
LTV, ARPU — Две метрики, показывающие нам сколько мы зарабатываем с одного пользователя, помогут нам в расчетах юнит-экономики;
ROI, ROMI — Будут отражать насколько хорошо окупаются наши инвестиции;
Engagement Rate — Метрика вовлеченности пользователей, показывает насколько активно аудитория реагирует на контент (ставит лайки, пишет комментарии, делает репосты и тд.).
В Задаче 3 необходимо сгенерировать 3-5 гипотез направленных на повышение нашей ключевой метрики — долгосрочного Retention. Предложенные мной гипотезы можно посмотреть на слайде.
Дополнительно в задании требовалось приоритизировать гипотезы любым способом. Я решил приоритизировать их по сложности тестирования. Топ-1 гипотезой я выбрал «Бесплатный доступ к одному мини курсу каждый месяц», так как для ее проверки требуется наименьшее кол-во затрат, по сравнению с другими гипотезами. И тут мы плавно переходим к Задаче 4, в которой я описывал как бы я проверял влияние бесплатного доступа к мини курсу на долгосрочный Retention.
В A/B тесте контрольная и экспериментальная группы не должны влиять друг на друга. А в любой соц сети происходит сетевой эффект — когда на одного пользователя влияет мнение другого. На нашей платформе люди будут много общаться, нетворакать и обмениваться мнениями о сервисе. Тогда у тех, кто окажется в контрольной группе и не получит доступа к бесплатному курсу, может возникнуть недоумение, чувство несправедливости. Это делает контрольную группу совсем не контрольной, и более того, снижает лояльность к бренду.
Поэтому я решил, что правильнее будет провести тест в одном из регионов, с похожим поведением пользователей на сервисе, как в Москве и Санкт-Петербурге. Я предполагаю, что эти два региона самые больше для hh. Желательно, чтобы пользователи этого региона не очень часто коммуницировали с пользователями из других. К примеру, это может быть Беларусь или Казахстан или дальние регионы России, такие как Владивосток или Хабаровск. Сам эксперимент я представил в следующем виде:
- Рассказываем людям о возможности получать один мини курс в месяц бесплатно с помощью пушей, рассылок и ярких баннеров;
- Оцениваем конверсию в выбор одного из мини-курсов, чтобы понять насколько вообще пользователи заинтересованы в них;
- Следим за Retention 1ой, 2ой, 3ей, 4ой недели. Это будет являться прокси-метрикой для долгосрочного Retention;
- Сравниваем динамику Retention с другими регионами и принимаем решение.
Заключение
Подводя итог хочется сказать, что задание показалось мне достаточно интересным и увлекательным. Благодаря ему, мне удалось почувствовать себя в шкуре действующего продакта, попрактиковаться в анализе рынка и конкурентов, самостоятельно сгенерировать несколько гипотез — именно этих вещей не хватает во многих обучающих курсах, в которых обычно разбираются примеры, выполненные кем-то другим.
Сейчас я начинаю активный поиск работы и c нетерпением жду новых интересных тестовых заданий.
Желающих высказать свои мысли по поводу решения данного кейса или самой статьи буду ждать в комментариях или в телеграме @lev4e.