Как мы делаем подкаст «Заварили бизнес»
В ноябре 2018 года мы с редакцией «Эвотора» запустили подкаст «Заварили бизнес» — аудиосериал о предпринимательской жизни Саши Волковой и её кофейне «Заварили». Рассказываю, зачем мы это сделали, и делюсь результатами работы за четыре месяца.
Зачем подкасты
Мы с редакцией «Эвотора» делаем «Жизу» — издание о предпринимателях и для предпринимателей. Фишка «Жизы» в том, что мы говорим о малом бизнесе как он есть — со всеми деталями и негламурными подробностями.
Мы хотим, чтобы «Жиза» была не просто корпоративным блогом, а полноценным изданием. Поэтому мы постоянно ищем новые способы подачи контента и площадки для публикаций.
В 2017 году в мире произошёл бум подкастов. Американские медиа открывают целые отделы для производства подкастов, а рекламодатели вкладывают в рекламу в подкастах больше денег, чем российские — в печатные СМИ, — $ 314 млн.
К концу 2018 года эта волна дошла и до России. «ВКонтакте» и «Яндекс.Музыка» запустили собственные подкаст-платформы. Свои подкасты запускают федеральные СМИ — «РИА Новости» разом запустили 13 подкастов:
В то же время за последние пару лет в российском iTunes практически не появлялось новых подкастов о бизнесе. А это значит, что мы можем быстро и дёшево попасть в топ и найти слушателей.
Мы решили воспользоваться этой возможностью и запустить свой подкаст.
Какой подкаст мы делаем
Самый простой вариант подкаста — интервью. Находишь спикера, записываешь интервью по Skype, минимально редактируешь, подкладываешь музыку… профит! Но подкастов-интервью про бизнес и так полно. Делать ещё один — скучно. Поэтому мы пошли другим путём.
Мы запустили первый и единственный российский аудиосериал о бизнесе. «Заварили бизнес» — это подкаст о том, как бывший главред «Эвотора» Саша Волкова пытается открыть кофейню в Москве.
Такие подкасты называют нарративными — это значит, что мы строим подкаст как сериал — рассказываем историю так, чтобы слушатель не мог оторваться и хотел узнать, что же будет в следующей серии.
Этот формат безумно популярен в англоязычном мире — в 2016 году американскиё подкаст-расследование Serial спровоцировал новую волну интереса к подкастам, и сейчас у каждой подкаст-студии есть как минимум один аудиосериал. В России таких подкастов только два, и один из них — наш.
Как мы это делаем
Сейчас над подкастом работают четыре человека:
- Саша Волкова — героиня и рассказчица.
- Артур Белостоцкий — сценарист и продюсер.
- Лев Пикалёв — звукорежиссёр.
- Анна Лобанова — творческий консультант.
Процесс такой:
1. Интервью. Раз в неделю мы созваниваемся с Сашей и полтора часа под запись разговариваем о её бизнесе. Саша рассказывает, что нового у неё произошло за неделю, и рассуждает о произошедшем.
2. Расшифровка. После интервью я расшифровываю аудиозапись разговора. Работать с текстом удобнее, чем с аудио: легче понять, какой материал у нас есть и что с ним делать дальше.
Сначала я делал дословные расшифровки — на обработку часовой записи уходило не менее двух часов. Сейчас я делаю смысловые расшифровки — записываю основные запоминающиеся моменты:
3. Сценарий. Я отбираю из расшифровки самые интересные места и пишу приблизительный сценарий — располагаю элементы интервью так, чтобы они складывались в цельную и увлекательную историю.
Финальный сценарий четвёртого эпизода. В сценарии прописаны Сашины реплики, реплики рассказчика (меня), синхроны разговоров с другими людьми и комментарии для звукорежиссёра:
4. Черновой монтаж. Когда примерный сценарий готов, я делаю черновой монтаж аудио. Это самый длинный и трудоёмкий этап. Обычно здесь приходится менять сценарий — не всё, что выглядит красиво на бумаге, интересно звучит. И наоборот — бывают моменты, которые в тексте выглядят невзрачно, а звучат сильно и эмоционально.
5. Текст рассказчика. Когда черновой монтаж готов, я пишу текст рассказчика — это текст, который помогает слушателю лучше понять, что происходит в нашей истории. После этого я записываю этот текст и вставляю его в черновой монтаж.
Здесь должно быть фото, как я записываю свой текст, обложившись пледами и стоя между шкафом и двухъярусной детской кроватью, но обычно в это время никого нет дома, и сфотографировать некому.
6. Финальный монтаж. Я отдаю файл с черновым монтажём звукорежиссёру, чтобы он навёл лоск: сделал красивый звук, подложил музыку и добавил эффекты.
7. Публикация. Когда у нас готова финальная дорожка, мы публикуем эпизод на хостинг Simplecast — оттуда подкаст попадает в iTunes и «Google Подкасты». После этого мы публикуем подкаст в блоге и соцсетях.
На производство одного эпизода уходит две недели.
Чего мы добились
За четыре месяца мы выпустили трейлер и пять эпизодов подкаста. Шестой эпизод выйдет на этой неделе, во вторник.
За это время наш подкаст послушали 11 396 раз. И если в декабре и январе мы набирали около 2000 прослушиваний, то в феврале что-то произошло, и мы набрали прослушиваний, как за все три предыдущих месяца вместе взятые:
По сравнению с популярными подкастами-интервью, наши показатели — это курам на смех. Но нужно учитывать, что интервью получают хороший охват за счёт аудитории гостей. У нас же всё крутится вокруг одной героини. Основная аудитория — это подписчики Сашиного канала «Заварили бизнес» и подписчики соцсетей «Эвотора».
Прослушивания подкаста во «ВКонтакте» не учитываются в статистике нашего хостинга. Но мы можем посмотреть их отдельно — во «ВКонтакте» подкаст послушали 1459 раз:
Прослушивания — не единственная метрика, за которой мы следим. Среди подкастеров сейчас только и разговоров, что о нерелевантной публике во «Вконтакте» — авторы жалуются, что мало кто дослушивает подкасты до конца.
Тут у нас всё неплохо. До финальных титров подкаст дослушивает почти половина слушателей. Я считаю, что это очень хороший показатель — «ВКонтакте» ловит слушателей огромной сетью, и подкаст слушают не только наши подписчики.
Сейчас «Заварили бизнес» входит в десятку самых популярных бизнес-подкастов в «Apple Подкастах».
Где послушать подкаст
За четыре месяца мы выпустили четыре эпизода и один трейлер. Свежий пятый эпизод выходит на этой неделе — во вторник. Подкаст можно слушать на сайте или подписаться в приложениях для подкастов:
- «Apple Подкасты»;
- «Google Подкасты»;
- «Яндекс.Музыка»;
- «Spotify»;
- RSS.
Спасибо, что прочитали до конца! Буду рад ответить на вопросы :-)