Бизнес не с нуля: кто такие «купиталисты» и при чём тут Гарвард

Рассказываю, об одном из самых недооцененных предпринимательских хаках — бизнесе не с нуля, а с плюса.

Бизнес не с нуля: кто такие «купиталисты» и при чём тут Гарвард

Меня зовут Алексей Комаров, я предприниматель. Как у любого предпринимателя у меня были успешные проекты — я запустил и продал четыре бизнеса в разное время. И не успешные (таких больше): я пробовал открывать солярий, столовую, агентство по настройке CRM, фонд по покупке бизнесов на маркетплейсах и еще с десяток не взлетевших проектов. А еще — пытался понять, как повысить шансы на успех, и постепенно пришел к купитализму — о нем и расскажу в статье.

Что не так с бизнесом с нуля

Бизнес с нуля — рискованное дело, это вы сами знаете. Но осознаете ли вы, насколько велик риск? Вот лишь некоторые цифры:

Не очень похоже на то, о чем мечтают предприниматели, запуская бизнес с нуля или основывая стартап. Если бы они с самого начала знали, что вероятность провала 97-99%, вряд ли вообще ввязались бы в эту затею.

Но что если я скажу, что есть другой путь? Такой, что позволит существенно снизить риски провала на старте. Этакий предпринимательский хак, который помогает обойти «долину смерти» и сразу стать владельцем работающего бизнеса сразу. С уже понятной прибылью, клиентами и перспективами роста. Такой способ есть, я называю его купитализмом.

Купитализм — это …

Купитализм — это такой способ предпринимательства, когда бизнес не создают с нуля, а покупают уже работающий. И затем на базе существующих клиентов, продукта, процессов, выручки и прочего бизнес развивают. Это позволяет начинать не с нуля или глубокого минуса, а с отметки «плюс».

В английском языке этот способ называется Entrepreneurship through Acquisition (ETA» — предпринимательство через приобретение. В переводе на русский звучит криво, поэтому я придумал свой термин — купитализм — от слова купить.

Тех же предпринимателей, которые выбираю покупать готовый бизнес, а не создавать его с нуля, я называю купиталистами.

Главная идея купиталистов и их бустер роста в том, что, у покупаемого бизнеса уже есть ресурсы, например:

  • база клиентов;

  • отобранные поставщики;
  • сотрудники;
  • сайт и соцсети с посетителями;

  • прибыль и выручка;

  • описанные процессы;
  • протестированные каналы продвижения;
  • бренд и так далее.

Всё это можно использовать для роста. А еще — это проще, дешевле и менее рискованно купить готовым, чем пытаться строить с нуля. Зачем тратить время и деньги на тестирование каналов продвижения или поиск нормальных поставщиков, если можно купить бизнес, в котором всё это уже есть?

Еще одна стратегия купиталистов — это покупка работающего бизнеса для усиления своего. Эту стратегию используют многие корпорации, например:

  • Google не придумал рекламную систему Adsense — он купил ее у другой компании;

  • Илон Маск не придумал, а купил PayPal и Теслу;

  • Яндекс купил Вебвизор, Кинопоиск, Партию еды, Ростакси и еще 26 компаний.

И внутри купитализма тоже могут быть разные стратегии:

Бизнес не с нуля: кто такие «купиталисты» и при чём тут Гарвард

Например, я. У меня с партнером есть частный инвестиционный фонд «Бридж». Чтобы его усилить, мы купили компанию, которая занимается привлечением банковского финансирования. То есть не стали с нуля создавать и развивать это направление, а взяли готовое.

Другой пример. Федеральная компания «Эр-телеком» не стала строить бизнес в регионе с нуля: создавать систему, конкурировать, искать клиентов, а купила местного провайдер — «Новотелеком». С базой клиентов, отлаженными процессами и оборудованием. То есть компания не стала выходить на новый рынок через боль и огромные расходы, а купила себе этот выход, приобретя уже действ��ющий бизнес.

А при чём тут Гарвард?

Профессоры Гарварда в 2017 году опубликовали книгу — «Гарвардское пособие по покупке малого бизнеса». Вот она на Амазоне:

Бизнес не с нуля: кто такие «купиталисты» и при чём тут Гарвард

В пособии американские профессоры рассматривают покупку готового бизнеса как альтернативу его построению с нуля, запуску стартапа и карьере в корпорации. Внутри объясняют:

  • кому подходит эта стратегия;

  • где взять деньги на покупку бизнеса;

  • как найти и оценить бизнес для покупки;

  • как провести сделку.

В России купитализм тоже постепенно набирает обороты: по данным брокера «Альтера Инвест», ежегодно в РФ действующий бизнес покупают около 30 тысяч раз. А ежемесячно брокеру приходит до 800 заявок от предпринимателей, которые хотят продать свой бизнес.

Купитализм — не волшебная таблетка. Он не поможет разбогатеть с нуля до миллиарда за семь дней. Не даст возможность ничего не делать и грести деньги лопатой. Но поможет снизить риски на старте, сэкономить предпринимателю время, нервы и проще, быстрее масштабироваться. Не таблетка, но, пожалуй, один из самых недооцененных предпринимательских хаков.

Если вам интересен такой подход к бизнесу, вы можете получить доступ к бесплатному мини-курсу клуба «Купиталисты». Курс состоит из четырех видеоуроков с базовой информацией о купитализме, которые помогут понять, ваш это путь или нет. Доступ к курсу — через телеграм-бота.

22
13 комментариев