Автокредиты разогнались с нулевых выдач
Автокредитование стало единственным сегментом, который в январе 2023 года показал рост по сравнению с тучным декабрем. И это несмотря на традиционно низкий показатель выдачи кредитов в начале года. Но будет ли автокредитование и дальше бить рекорды?
В январе 2023 года банки традиционно выдали меньше кредитов гражданам, чем в декабре и январе 2022 года. По данным экспресс-мониторинга розничного кредитования Frank RG, объём выдачи кредитов в первом месяце 2023 года снизился на 38,6% и составил 845 млрд рублей, когда в декабре 2022 года он был на уровне 1,3 трлн рублей.
Помимо этого, в январе 2023 года было выдано кредитов на 7,1% ниже, чем в январе 2022 года. Это является показателем того, что рынок кредитования до сих пор полностью не восстановился на фоне геополитической ситуации в стране, считают аналитики Frank RG.
Падение объёма выдачи по итогам января было зафиксировано практически во всех сегментах кредитования:
- Ипотечное кредитование показало результат в 284,3 млрд рублей, хотя в декабре 2022 года выдачи были на уровне 702,1 млрд рублей, а в январе 2022 — 328,6 млрд рублей (-13,5% год к году). Вместе с этим снизился и средний размер выдаваемых кредитов на 12,5%, до 3,5 млн рублей. «Столь значительное снижение может быть обусловлено решением правительства с 1 января увеличить максимальную процентную ставку по программе «Льготная ипотека», а также ажиотажем, который пришелся на декабрь», — пояснили аналитики компании.
- Объёмы выдачи кредитов наличными снизились на 18,3%, с 553,9 млрд в декабре 2022 года до 452,7 млрд рублей в январе 2023 года (к январю 2022 — сокращение — 3,2%). Однако подобная ситуация была зафиксирована и в более ранних периодах, которая обуславливается новогодними праздниками, а также большими тратами граждан в декабре.
- Самое сильное снижение объёмов кредитования наблюдалось в сегменте POS-кредитования, где данный показатель снизился на 28,1%, до 33,7 млрд рублей (-1,55% по сравнению с январем 2022 года). Однако средний чек на данный вид кредитования увеличился по сравнению с декабрем 2022 года на 2,8% до 25,3 тысячи рублей.
Единственным сегментов, в котором аналитики Frank RG отметили положительную динамику, стало автокредитование.
- Кроме того, январь 2023 стал первым месяцем с 2014 года, когда этот сегмент показал рост выдач по сравнению с декабрем.
- В январе 2023 года было выдано на 1,5% автокредитов больше, чем в декабре 2022 года, всего — 74,1 млрд рублей.
- Однако средний размер автокредита снизился на 6,1% до 1,2 млн рублей.
- Также за первый месяц 2023 года количественно было выдано на 4,5% меньше кредитов на авто, чем в январе в 2022 году, что является ещё одним показателем того, что рынок кредитования до сих пор не восстановился после падения в 2022 году.
Мнения экспертов
Ключевым фактором повлиявшим на рост рынка автокредитования мог стать перезапуск в январе 2023 года льготной программы, рост цен на автомобили, а также появление на рынке новых брендов.
При этом исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов считает, что показатель января объясняется низкой декабрьской базой.
В ноябре завершилась программа льготного автокредитования, поэтому в декабре мы наблюдали спад выдач кредитов на новые автомобили. Декабрь для января оказался низкой базой. При этом выдачи кредитов на автомобили с пробегом растут от месяца к месяцу, начиная с лета, не стал исключением и январь. Это связано с активной работой банков и дилеров в развитии этого сегмента.
Рост был обусловлен тремя факторами, считает директор департамента розничного автокредитования «Росбанк Авто» Алексей Бородавин: увеличением поставок китайских брендов, ростом продаж авто с пробегом, а также сыграл роль отложенный спрос на «ВАЗы» на фоне запуска госпрограммы.
В феврале 2023 года объём выдач автокредитов продолжит расти, уверен вице-президент ВТБ Владимир Высоцкий.
На фоне дальнейшей адаптации рынка к новым условиям активность заемщиков в сегменте автобизнеса продолжит расти. За год при благоприятной макроэкономической ситуации выдачи автокредитов могут значительно превысить результат 2022 года. Важными факторами роста станут развитие параллельного импорта, расширение присутствия марок из Китая и приход новых брендов, наращивание производства отечественных машин.
Директор департамента розничного автокредитования «Росбанк Авто» Алексей Бородавин считает, что после остановки госпрограммы вся надежда на китайские бренды.
Мы видим, что февраль идёт сдержаннее января. В феврале будет остановлена госпрограмма ввиду завершения выделенных средств у части банков. Дальнейшая судьба рынка сильно зависит от возможности китайских брендов поддерживать и наращивать поставки/производство машин.
Однако по мнению управляющего директора Совкомбанка Артема Языкова, рост напрямую зависит от мер господдержки:
Если они будут продлены, то рынок автокредитов конечно же покажет рост к фактическим показателям 2022 года, если же финансирование будет остановлено, то при позитивном сценарии отрасль повторит результаты прошлого года, в базовом — покажет отрицательную динамику.
Аналитики Frank RG полагают, что рынок кредитования постепенно возвращается на уровень 2022 года. Однако скорость восстановления рынка будет зависеть от макроэкономической ситуации в стране.
Отсутствие дестабилизирующих факторов, снижение уровня инфляции, продление программ кредитования с господдержкой будет способствовать к увеличению темпов роста кредитования. Но на фоне падения реальных доходов население может переориентироваться на сберегательную модель поведения, что опосредованно приведет к снижению спроса на кредитные продукты. По итогам 2023 года мы ожидаем более высокий объем кредитования, чем в 2022 году.
А что думаете вы? Пишите в комментариях.
Frank Media в Telegram: Frank Media и Frank Media Invest.
Без анонимности и фейков.
Что-то цены не останавливаются расти, с такими темпами на машин ипотеку придется делать)
Судя по росту числа каршеринговых и таксишных всяких Haval Julion и подобных(до сих пор не могу привыкнуть к виду каршеринговых/таксишных паркетников китайских) - кредитуется бизнес, который не может жить без автомобилей. В потоке таких автомобилей так же с каждым днём всё больше. С b-сегментом беда(Солярис/Поло/Рапид/Веста), тем временем кому надо выходят из положения несколько более дорогими китайскими кроссоверами. Ну как бы вариантов то иных и нет. Бесконечно на старых автомобилях ездить нельзя. Не хватает автомобилей ценой в миллион с небольшим с автоматом очень сильно явно.