Рецепт: как быстро протестировать идею стартапа и начать жить
Отец-стартапер — горе в семье. Он ходит и жалуется, мол: если бы были деньги, он бы создал свое гениальное приложение/сервис/сайт (нужное подчеркнуть), и все бы им пользовались. Специально для тех, у кого есть идея своего сервиса, я предлагаю простой способ за 10 000 ₽ и пару дней протестировать его и перестать чесаться на тему «взлетит-не взлетит».
Во-первых мне кажется, придумать, как остроумно протестировать идею или гипотезу — это основной навык предпринимателя. Но почему-то когда я общаюсь с людьми, у которых есть идея своего приложения или сервиса, они считают, что нужно сделать все идеально, со всеми фичами, и это и будет прототипом или MVP. А некоторые даже делают — почитайте историю, как чувак спустил 40 000 $ на свою игру про катера, чтобы узнать, что она никому не нужна. Плакали всем катером.
Во-вторых, я считаю:
Если у вас каждый день к обеду не появляется по 2-3 идеи для бизнеса, значит у вас проблемы с воображением
Поэтому хочу поделиться способом, которым сам пользуюсь, чтобы быстро и дешево проверять свои идеи — лучше всего этот рецепт подходит для приложений, сервисов, сайтов и услуг.
Рецепт
Вам понадобится 10 000 ₽, час времени и ваши фантазии о целевой аудитории вашего стартапа-единорога. Рецепт условный: можно пользоваться разными инструментами, можно уделять внимание тем деталям, которые считаете ключевыми, можно сделать только первый или второй пункт отдельно. B вообще, экспериментируйте, вы же стартапер.
Пункт 1: таргетированная реклама
Вам нужно будет настроить рекламу на вашу целевую аудиторию: придумать объявления и выбрать нужный таргетинг. У вас не так много бюджета, поэтому включить рекламу «на всех» или протестировать сто объявлений не получится — нужно сосредоточиться на основной гипотезе.
Проще всего настроить таргет в ВК, посложнее в Инсте*, на иностранцев. Да, можно нанять таргетолога, но это дополнительные расходы, плюс вы не будете чувствовать все «на кончиках пальцев».
Можно закупить рекламу у нишевого блогера или вообще заняться холодными звонками, объявлениями на Авито или СММ — главное, достучаться до той целевой аудитории, о которой вы фантазируете.
Цель этого этапа: понять, работают ли ваши призывы на аудиторию и сколько примерно будет стоить клик.
Пункт 2: чат-бот
Реклама должна вести в чат-бот — это и будет прототипом вашего сервиса. Да, не красиво. Да, нет всех фич из ваших фантазий. Но, поверьте, для пользователя кликнуть на рекламу приложения и установить его сложнее, чем не выходя из той же Инсты* попасть в чат-бот и нажать одну-две кнопки.
В чат-боте вы должны сделать основной функционал — большие кнопки, на которые можно нажать и получить результат, который вы задумывали: забронировать столик, вызвать такси или найти ближайшую кофейню для веганов.
По нажатию на кнопку может ничего не происходить или пользователь просто добавляется в вейтлист. Можно собирать номера телефонов или начинать живой чат с потенциальным клиентом — опять-таки, фантазируйте в зависимости от того, что хотите протестировать.
Цель этого этапа: понять, готова ли аудитория, кликнувшая на рекламу, совершать дальнейшие действия, пользоваться сервисом бесплатно или даже платить.
Пример: сервис по выгулу собак
Допустим, нам пришла идея: сделаем приложение, где владельцы собак будут заказывать выгул питомца, когда сами не успевают. Ок, давайте протестируем.
- Создаем группу ВКонтакте с названием нашего сервиса — от ее лица мы будем запускать рекламу. Пусть будет «Helper». Идем в нейросеть midjourney, генерируем «cute dog logo» аватарку. Чтобы группа не казалась «мертвой» можно добавить 200-300 ботов через какой-нибудь сервис.
- Создаем посадочную страницу в сервисе Senler. Напрямую вести пользователей с рекламы в чат-бот ВК нельзя, но можно вести на страницу в сервисе Senler, где включена автоподписка на вашего бота — лишний шаг, но сильно на конверсию он не влияет. Создаем «группу подписчиков» и обязательно включаем пункт «Автоматическая подписка»
- Для пользователя это будет выглядеть как страница, на которой всплывает уведомление, а в личку им придет сообщение от бота. На эту страницу и надо вести рекламу.
- Теперь можно создать рекламу и отправить ее на проверку. Пополняем рекламный кабинет ВК, создаем, например, пост с кнопкой. Так как у нас выгул собак, выбираем какой-нибудь сочный район и не забываем указать его же в объявлении. Типа: «Выгуливаете собаку в районе Жемчужной Плазы?». Это должно привлечь аудиторию.
- Делаем чат-бот, опять-таки в сервисе Senler. Находим пункт меню «чат-боты» и создаем бота. В приветственном сообщении от бота обязательно напишите, что пользователю надо нажать на кнопку или ответить на сообщение — кнопки иногда не показываются или глючат.
- Надо не забыть запустить бота и, главное, прикрутить бота к «группе подписчиков» в настройках этой группы — надо нажать «изменить» и в пункте «дополнительное» выбрать своего бота для добавления:
- Теперь для пользователя все выглядит так: клик по нашей рекламе → страница Senler c автоподпиской в группу подписчиков → в личку приходит сообщение от бота.
- Теперь надо дождаться одобрения рекламных объявлений и пойти прогуляться — аудитория у рекламы маленькая, поэтому клики будут «капать» медленно и нет смысла следить за каждым из них.
- Когда мы вернемся с прогулки, у нас будет 15-20 кликов по объявлениям, потрачено примерно 450 рублей и несколько «пользователей» в личных сообщениях группы. Они интересуются выгулом собаки, задают вопросы или просто нажали на кнопку и молчат. С ними можно будет продолжить диалог, вплоть до того, чтобы договориться с кем-то на пробный выгул собаки.
- Если объявления окажутся менее результативными, это повод проверить другие объявления, таргетинги и тексты в боте. Только аккуратно — бюджет на тесты у нас совсем небольшой.
- Если результат теста нас устроит, можно посчитать юнит-экономику (чтобы мы были в плюсе при текущей цене лида), увеличить бюджет и сделать первые продажи. Поздравляю, вы восхитительны!
Часто задаваемые вопросы
Вопрос: А если мой сервис можно протестировать только хорошо настроив рекламу, сделав все фичи и красивый дизайн?
Ответ: Значит потребность аудитории не настолько сильная, если они не готовы ее удовлетворять простыми средствами. Стоит ли в таком случае туда лезть?
Вопрос: А если я не понимаю, на какую аудиторию настроить рекламу и какой текст написать, чтобы они кликнули?
Ответ: Здорово, что это стало понятно сейчас, а не спустя годы разработки продукта. Для предпринимателя понимание аудитории — важнейший навык. Можно его развивать, тестируя продажи и маркетинг, или занять другую роль в проекте. Например, вы отвечаете за техническую часть проекта, а ваш партнер за продажи и маркетинг. Но кто-то в проекте должен понимать аудиторию «кончиками пальцев».
Вопрос: Я запустил рекламу, но пользователи не кликают, буквально один из тысячи. А те, кто кликнули, ничего не нажимают в чат-боте. Что делать?
Ответ: Очень хорошо! Это значит ваш сервис никому не нужен. Шучу.
На самом деле вы могли промахнуться с таргетингом или написать неудачные объявления. Может быть сработает другой канал или воронка. Сделайте выводы и попробуйте еще разок. Ну или сервис и правда никому не нужен.
Вопрос: Роман, вы так здорово все описали. Нет ли у вас телеграм-канала, где вы регулярно пишите посты?
Ответ: Ой, ну что вы, так мило с вашей стороны. Вот мой канал в телеге, там я пишу о своих проектах, например как я построил скейтпарк для себя и друзей: roman
*Meta, которой принадлежит Instagram, признана в России экстремистской организацией