Как салон оптики втирал мне очки. История одного суда
В основе всех судебных историй лежат эмоции. В основу этой истории легло мое личное «выбесили».
Здравствуйте! Меня зовут Алена Ива и я юрист. Однажды мне понадобилось заказать для дочери очки. О том, что из этого вышло, я сейчас расскажу.
Часть I “Салон оптики фирмы N”
Дело было в славном городе Выборге. В августе 2022 года в известном салоне оптики мы купили дочери классную оправу и заказали линзы. У нее наследственно зрение так себе, еще и астигматизм, так что линзы были нужны не простые, а специальные под заказ.
Мне озвучили срок три дня.
Через три дня менеджер салона бодро отрапортовала мне в трубку:
- Заказ не готов, но скоро будет!
Ну ок, подумала я. Пару-тройку дней подождать не проблема.
Примерно через неделю я приехала за заказом. И что? Правильно, ничего. Заказ не готов, когда будет готов все без понятия.
Выбесили, конечно. Причем даже не из-за задержки, а из-за отсутствия хотя бы просто “извините, мы накосячили”. И времени заказывать другие очки у нас не было, уезжать собирались. Чтобы снизить градус бешенства, я написала заявление, что раз уж они нарушили сроки, пусть делают скидку.
С чего я вообще решила, что салон должен идти мне навстречу и уменьшать стоимость?
Это не я, это закон.
Статья 28 ЗоЗПП (закон о защите прав потребителей) гласит, что при нарушении сроков клиент сам решает, чего требовать:
▪ уменьшить цену
▪ установить новый срок
▪ отдать задачу другим и взыскать убытки
▪ отказаться от заказа с полным возвратом
И продавец (исполнитель, изготовитель) лишить этого права клиента не может и навязывать свои условия тоже не может. Может только поторговаться, если клиент попутал берега.
Я отдала заявление управляющей салоном лично в руки. Она его повертела в руках и сказала:
- Да руководство никогда с вами не согласится! Уж извините.
Извиняю.
Часть II "Ультиматум"
Спустя неделю после подачи заявления мне звонит менеджер и певуче так сообщает:
- Руководство приняло решение отказать в скидке, но они могут за 5 дней выплатить проценты.
- Не-не, - пока еще мирно говорю я, - мне не нужны проценты, я хочу скидку.
- Нет, так не получится. Вам надо подписать наш ответ на вашу претензию, согласиться с процентами и тогда мы отдадим вам очки.
- Не поняла. Простите, что?
- Ну если вы не подпишите ответ на претензию и не согласитесь с процентами, мы вам очки не отдадим.
И вручает мне ответ на мое заявление.
👹 Вы когда-нибудь видели юриста в дурном расположении духа?
Ну вот если да, то можете себе представить, что слушала моя семья в моменте. Если не видели, то представьте себе грузчика в порту, соединяющего мат и профессиональную юридическую лексику.
У меня в тот день и так было настроение не очень. А тут салон оптики со своими ультиматумами. Особая пикантность ситуации состояла еще и в том, что в своем ответе исполнитель предлагал мне забрать уже наконец готовые очки, а по факту мой заказ так и не был готов.
И можете еще представить, что я выслушала по поводу отсутствия очков от дочери-подростка, которая саму оправу выбирала часа два и очень уже хотела быть красивой с глазами.
Итого. Ответ я не подписала.
🧹 Купив ребенку готовые очки, чтобы она хоть что-то видела, я поставила в угол метлу и на реактивной бешеной тяге написала исковое заявление к салону. Выдохнула и отправила в суд.
Для потребителя есть приятный бонус — место подачи иска выбирает сам потребитель. Для исполнителей и продавцов это, конечно, весьма неудобно, но закон суров. В том числе и по этой причине я убеждаю бизнес b2c относится к своим договорам и офертам с уважением.
Статья 17 ЗоЗПП гласит, потребитель может подавать в суд там, где ему удобно:
- по месту нахождения организации-нарушителя
- по своему месту регистрации
- по своему месту проживания
- по месту заключения или исполнения договора
И если у вас есть подтвержденный аккаунт на госуслугах, вы можете подать в суд, не выходя из дома. Через систему ГАС Правосудие.
Спустя примерно две недели мне опять позвонила управляющая и сообщила, что я могу забрать очки. И руководство салона передумало и дает мне скидку в 50%. Как я и просила.
Часть III "Суд"
На предложении получить скидку и забрать очки можно было бы и закончить эту историю. Но я крайне не люблю некорректную коммуникацию и нарушения закона. И при этом очень люблю формировать судебную практику, идти до конца и выигрывать. Поэтому.
Я забрала очки, получила скидку и пошла изменила исковые требование — убрала выдачу заказа и определила сумму процентов, исходя из задержки.
Чтобы не тратить время на заседания, я отправила оригиналы иска и приложений к нему почтой и написала ходатайство, чтобы рассмотрели дело в мое отсутствие.
Дело рассмотрели, конечно.
И да, я выиграла.
Почему суд удовлетворил мои требования частично?
Пока не знаю. Но.
Решения я еще не видела, однако на 99% уверена, что уменьшили сумму морального вреда. Потому и частично. В моих требованиях была сумма в 54 тысячи, но получу решение и скажу, что вышло в реальности.
Есть, конечно, некоторая вероятность, что салон решит оспорить решение. Что ж. Значит, у меня будут новые темы для статей и постов.
Если удобнее, приходите ко мне в тг-канал "Для юриста время есть". Рабочего там много.