Почему 90% стартапов умирают?
Несколько лет не выходил эфир vc, занимался увлекательными попытками захвата европейского рынка, о которых обязательно расскажу в следующих статьях. Сегодня о причинах краха стартапов + ценный бонус в конце статьи. (время прочтения 6 минут)
Есть несколько источников, подтверждающих процент смертности:
- В 2012 году агентство Startup Genome выпустили отчёт в котором проанализировали жизнь и смерть 3200+ стартапов, и пришли к выводу, что трёхлетний рубикон не переживает 90%+ стартапов
- «Стартапам требуется в 2-3 раза больше времени для подтверждения своего рынка, чем ожидает большинство основателей. Эта недооценка создает давление для преждевременного масштабирования… В нашем наборе данных мы обнаружили, что 70% стартапов преждевременно масштабировались по какому-то измерению. Хотя это число казалось большим, это может иметь большое значение для объяснения 90% -ной вероятности неудач стартапов» говорит один из самых успешных венчурных фондов a16z
- В 2018 году агентство CBInsights пересчитали% смертности по своим данным и пришли к выводу, что 67% стартапов либо умирают, либо переходят в режим самоподдержки, что равно неудачная инвестиция для инвесторов. И пересчитали 101 постмортем, которые они давно собирают и пришли к выводу, что главная причина провала стартапа—отсутствие потребности в продукте.
- Shikhar Ghosh изучил 2000 стартапов, которые получили от $1 млн инвестиций в промежутке с 2004 по 2010 годы и сделал вывод, что 3-4/10 стартапов полностью провалились, ещё 4 вернули вложенные инвестиции, 1-2 показали значительный прирост [целевое значение].
На основе 111 проанализированных «смертей» стартапов, было выявлено 12 основных причин – от отсутствия потребности в продукте до конфликтов внутри команды.
Очень редко причина неудачи будет единственной – многие стартапы совмещают в себе сразу несколько. Я буду в комментариях давать некоторую оценку, основываясь на собственный опыт, так как собственными руками и неверными решениями сжег десятки миллионов рублей и похоронил достаточное количество проектов.
Предлагаю посмотреть на таблицу и после рассмотреть каждый из пунктов подробнее:
Приведенные здесь причины получили подтверждение и отклик от тысяч предпринимателей со всего мира, теперь давайте рассмотрим их более подробно:
12. Выгорание основателя/отсутствие страсти.
Баланс между работой и личной жизнью — это не то, чем могут похвастаться основатели стартапов, поэтому риск выгорания очень высок. На собственном примере я выгорал по двум причинам:
– взвалил на себя слишком много процессов и задач (не умел и/или не хотел делегировать) ;
– продолжительное время не видел результата работы (не получал подтверждение гипотез продукта, не видел роста выручки, терял интерес) ;
Сегодня довольно широко распространенно убеждение, что создать успешную компанию можно только через сверхусилия, вjobывая по 16 часов в день. Бывший член совета директоров Uber и генеральный директор Thrive Global Арианна Хаффингтон сказала:
"Преобладающее мнение основателей стартапов — это заблуждение, что для того, чтобы добиться успеха, чтобы построить быстрорастущую компанию, нужно выгореть.
То же самое касается и потери страсти. Мозг прикольный парень, который довольно быстро теряет интерес к тому, что имеет долгий цикл «сделки» формата действие – вознаграждение. Из-за этого мы можем часто прыгать от идеи к идее, не завершая до конца начатое.
11. Неудачный пивот
*для тех, кто не знает – пивотом в стартапах называют разворот (отказ от первоначальной идеи), который необходим для поиска новой бизнес модели или продукта, чтобы компания смогла выжить.
Миру известны десятки успешных разворотов, например, инстаграм (запрещенная в РФ социальная сеть) — это пивот компании Burbn, а твиттер пивот ODEO) .
Но есть и менее удачные примеры, когда основателям так и не удалось найти новый продукт, который смог бы заинтересовать как клиентов, так и инвесторов. С одним из своих продуктов – В2В маркетплейс локальных брендов (о котором я писал еще в 2020 году) мы пережили три пивота, пока не нашли рабочую модель. Обязательно напишу отдельную статью, но если коротко – мы пытались спасти локальный фэшн и утонули сами. Самое важное — вовремя отпустить.
10. Конфликт со-основателей между собой/с инвестором
Причин для этого достаточно много, например разное видение на будущее компании или чрезмерно эгоцентричный основатель с хамским отношением к инвесторам (как в сериале «Wecrashed» – очень рекомендую или «Социальная сеть»).
9. Некачественный продукт
Иногда успех сводится к качеству продукта и его несовершенства было достаточно 8% компаний, чтобы их погубить.
Согласно исследованию Forbes, проведенному в отношении платформы для финансирования и бухгалтерского учета ScaleFactor:
ScaleFactor использовала агрессивную тактику продаж и ставила во главу угла погоню за капиталом, вместо создания программного обеспечения, которое в итоге оказалось намного хуже того, что было задумано и обещано. Когда клиенты начали уходить, руководители пытались скрыть реальные потери.
Потерпеть неудачу продукт может и в случае игнорирования потребностей и желаний своих пользователей. Понятно, что многое зависит от контекста и стадии продукта, но чем больше собственных воображаемых хотелок делает компания, тем выше вероятность ее провала.
8. Несвоевременный вывод продукта на рынок
Например, вы можете зарелизить продукт слишком рано и ранние пользователи посчитают его недостаточно хорошим, для решения их задач. А произвести первое впечатление второй раз к сожалению невозможно.
Или наоборот, можно затянуть с запуском и окно возможности на рынке уже закроется.
VR-платформа Vreal намеревалась создать пространство виртуальной реальности для стримеров видеоигр, где они могли бы общаться со своими зрителями, и подняла почти $12M в серии А 2018 года.
Только вот необходимое оборудование и возможности пропускной способности развивались не так быстро, как ожидала компания, и, хотя Vreal выполнил свои обещания, ему с трудом удалось привлечь сколько-нибудь значительное число пользователей:
"К сожалению, рынок VR не развивался так быстро, как мы надеялись, и мы определенно опередили свое время. В результате компания Vreal прекращает свою деятельность, а наши замечательные сотрудники переходят к другим проектам
7. Неподходящая команда
Разнообразная команда с различными наборами навыков часто упоминалась как критически важная часть для успеха компании. В отчетах о провале часто сетовали на то, что «жаль, что у нас с самого начала не было технического директора", или на то, что у стартапа "был основатель, который не любил заниматься продажами».
Неспособность компании нанять ключевых сотрудников, закрывающих слабые места основателей – это еще одна одна причина краха.
6. Отрицательная Unit-экономика
Эта причина косит поголовно большую часть стартапов и бизнесов разных отраслей. Так происходит, когда стоимость привлечения платящего клиента выше, чем компания на нем зарабатывает. На ранних стадиях это допустимо (при условии наличия инвестиций) , но масштабируя продукт вы масштабируете и убытки.
Вернусь к примеру со своим В2В маркетплейсом. После начала СВО многие начали шевелиться в сторону импортозамещения и надеяться, что спрос на бренды из России полетит в космос. Несомненно, я тоже на это надеялся, но у меня В2В продукт и рост произошел. Мы начали наблюдать, как стали появляться В2С маркетплейсы а-ля ламода, только продающие бренды из России и СНГ (как я мечтал 3 года назад). Не прошло и полгода 4 из 5 площадок закрылись.
Почему?
Потому что не сходится экономика в данном сегменте. Такие гиганты, как ВБ, Озон, Ламода — выкупают весь рекламный трафик, а малышам и стартапам ничего не остается. Комиссия с продаж не покрывает САС на 1-го платящего пользователя. Это и стало одной из причиной нашего пивота два года назад. Здесь нужно либо найти способ хакнуть маркетинг, либо бизнес-модель, в противном случае выжить сложно.
5. Нормативно-правовые проблемы
Иногда стартап может развиться из маленькой идеи и попасть в мир юридических сложностей, которые в конечном итоге могут привести к его закрытию. Если вам известны примеры таких историй с российскими основателями – поделитесь в комментариях, буду признателен.
4. Несовершенная бизнес-модель
Если стартап не нашел способ монетизировать свой продукт или источник денег только один и тяжело масштабируем — то это проблема. Привлечь инвесторов будет очень трудно, а у роста ключевых метрик не будет динамики. Данный пункт очень тесно связан с пунктами 6, 7 и 8.
Пока один член команды занимается технологиями и разработкой — другой должен заниматься продажами и привлечением инвестиций. Можно 10 раз быть клевым и технологичным, но без понимания, за сколько денег и кто ее будет покупать — дорога только к провалу.
ТОП-3 причин КРАХА стартапов
3. Победа конкурентов
Несмотря на банальности о том, что стартапам не следует обращать внимание на конкурентов, реальность такова, что как только идея становится горячей или получает подтверждение на рынке, другие могут попытаться извлечь выгоду из этой возможности. И хотя зацикленность на конкуренции вредна для здоровья компании, ее игнорирование также стало залогом неудачи в 20% случаев провала стартапов.
2. Отсутствие потребности клиентов в продукте
Потребность клиента первична. Каждый продукт должен решать боль определенного клиентского сегмента. Решение проблем интересных основателям, а не рынку — стало одной из важнейших причин неудач стартапов. Создавайте то, что нужно людям.
Не знаете, что нужно? Проводите JTBD исследования, тестируйте гипотезы продукта. Я писал статью о 20-ти способах продавать с первого дня, обязательно продолжу этот блок подробнее в следующих статьях.
1. Закончились деньги, не удалось привлечь новый капитал
Деньги и время ограничены, поэтому всегда должны распределяться разумно. Для стартапов нехватка денежных средств — в сочетании с неспособностью обеспечить финансирование/инвестиционный интерес — была главной причиной, которую стартапы называли в качестве причины своего провала.
В сентябре 2019 года стартап дополненной реальности Daqri закрылся после того, как сжег более $250 млн финансирования и не смог привлечь новый раунд от инвесторов.
Думаю, что многие из вас сталкивались или столкнулись сейчас как минимум с одной из этих проблем. Я на своем опыте прошел 8 из 12, заруинил 10+ проектов, сжег десятки миллионов рублей (и своих и инвесторов) и получил бесценный опыт, которым сейчас хочу делиться.
Если вам нужна помощь с решением какого-либо вопроса, связанного с запуском или масштабированием продукта — приглашаю на бесплатную трекшн-сессию (записаться и выбрать время можно здесь).
В течение следующей недели каждый день буду выделять 3 часа для общения и помощи в решении ваших продуктовых задач.
Подробнее обо мне и моих продуктах: https://kochnev.me/
Рекламы телеграм-канала не будет, но для связи — @kochnefff
13 причина - создали слишком хороший продукт, который стал скайнетом и потому его пришлось убить)
Близкая реальность :)
Только вот кажется убить его будет не так то просто))
От разочарования в сетях не чего нового одна политика и бизнес не похоже на социальную сеть.
Комментарий недоступен
Хорошая у вас идея "Хакнуть Маркетинг"))
А мне картинки понравились - очень в тему. Сам подбирал или сеточка какая?
"1. Закончились деньги, не удалось привлечь новый капитал" - это не причина, а следствие одной или многих из перечисленных причин. Т.е. просто не успели выйти в плюс по ряду причин. Не успели выйти в плюс - это не причина, а следствие.