«Мебельное производство – моя боль и радость». Что на душе у создателя бизнеса с потоком 40 клиентов в месяц
Давайте сразу по-честному: я не могу сказать, что перенёс трансформацию и достиг невероятного успеха. Конкуренты по-прежнему делают оборот больше, а направлений для роста остаётся достаточно. Однако, кое-какой опыт я уже получил и буду рад им поделиться.
Если вы, как и я, делаете что-то с душой, и пытаетесь конкурировать в нише, сохраняя лицо и принципы, то во многом узнаете себя. Если планируете растить дело всей своей жизни, то вам будет интересно узнать, чем и как вы будете жить 24/7.
В моём бизнесе есть несколько проблем (болей), которые пока не удалось решить. Но ещё больше моментов для радости, гордости и вдохновения, которые помогают преодолевать трудности. Ради справедливости хотелось бы рассказать и о том, и о другом.
Грустный факт: любое дело, которое тебе важно, приносит боль
Больно страдать от перфекционизма
Иногда я чрезмерно зацикливаюсь на каком-то моменте вместо того, чтобы принимать быстрые решения.
Яркий пример моего токсичного перфекционизма: мы запускали сайт целый год (полтора года, если начать считать с момента планирования и поиска подрядчика). Всё потому, что я хотел получить ТОТ САМЫЙ ИДЕАЛЬНЫЙ САЙТ, а мне никак не хотели его давать.
Хотите ещё больше боли? Я наступил на эти грабли не один раз – до этого почти год пытался сделать сайт, контролируя процесс самостоятельно, потому что «никто не сделает это лучше».
Чтобы понять, что потраченное время иногда дороже полученного результата, потребовалось вынести мозги себе, подрядчику и чуть не обанкротиться.
Перестал ли я стремиться к недостижимым идеалам и страдать от этого? Нет. Но несколько полезных уроков вынес!
- Желание получить недостижимое лишает возможности мыслить адекватно.
- Стремление создать идеальный во всём продукт мешает расстановке приоритетов – перестаёшь видеть, что важно, а что второстепенно.
Может проблема в ценностях? Иногда сомневаюсь, туда ли я двигаюсь
Когда видишь, как клиенты пытаются тобой пользоваться, а конкуренты выезжают на количестве, наплевав на качество товара и услуг, – это разочаровывает. Начинаешь думать, что твои ценности никому не сдались, и сомневаться, правильную ли дорогу выбрал.
Этический выбор преследует постоянно. Каждый раз нужно решать: готов ли я поступить иначе, ведь с последствиями этого выбора мне жить всю жизнь. Пока держусь) Всегда прихожу к тому, что свой путь я выбрал не из расчёта на определённый гешефт, а потому что так устроен. Получается, выбора-то и нет.
А потом появляется кайф, и радость перекрывает всю боль: «Это я создал!»
Приятно получать положительный фидбэк, но к этому быстро привыкаешь
Со временем позитивные отзывы становятся нормой, а негативные – инструментом для развития, а не поводом для самобичевания.
Мы всегда собирали обратную связь: просили оставить отзыв и фиксировали то, что клиенты говорят нам лично. Сейчас в открытых источниках у нас более 100 хороших отзывов.
С недавнего времени ввели обязательный сбор информации – после выполнения заказа клиенту звонит человек и просит оценить работу менеджеров и производства, рассказать об общих впечатлениях. Весь фидбэк поступает ко мне. Это один из тех моментов, которые я пока не могу кому-то передать.
В 99% случаев клиенты довольны, причём довольны всеми сотрудниками. Приятно читать, что людей хвалят. Стараюсь передавать обратную связь всем участникам процесса, чтобы они могли гордиться собой, и сам, конечно, тоже горжусь и радуюсь.
Конечно, удовлетворены не 100% клиентов. Вот, недавно был человек, которому очень не понравилось время самовывоза (с 10 до 17 часов). Естественно, из-за одного замечания, мы не можем (да и не собираемся) менять график – подо всех не подстроишься. Такой негатив меня не задевает.
Важно научиться отсеивать замечания, не распыляться и работать над теми, что актуально для многих.
Круто раз за разом брать новую высоту, но уже завтра это становится неважным
Успехи важны в моменте. Я одинаково радовался первому клиенту, первому отзыву, первому заказу на 1 000 000 ₽. И одинаково быстро забывал об этом.
Каждый раз я думал, что преодолел какой-то важный рубеж, а уже через месяц он становился нормой. Со временем начинаешь получать удовольствие не от конкретной ситуации, а от самого ритма жизни. Если раньше какие-то ситуации были событием, то теперь практически ничто по отдельности событием не воспринимается – то, что раньше могло выбить из равновесия или сильно обрадовать, сегодня становится лишь ещё одной новостью в потоке входящей информации.
Эта скорость, с которой события проносятся мимо тебя, и есть драйв. Удивительно, что ритм жизни ускоряется, а я по-прежнему всё успеваю и получаю энергию из этого потока. Дайте мне 5 лет назад сегодняшний список задач, и он бы, наверное, сломал меня окончательно. И дело не в том, что я стал намного продуктивнее, а в том, что с масштабом задач вырос и масштаб моего восприятия.
Радостно видеть качественный и уникальный товар, но ещё больше эмоций вызывают идеальные механизмы его реализации
Я, конечно же, запоминаю и уникальные изделия, которые мы делаем под заказ. Но они изготавливаются, уезжают и остаются в прошлом, в отличие от решений, которые мы принимаем в процессе их создания.
Упаковка важнее товара? Бывает, что и так. Однажды мы сделали красивый дизайнерский столик, очень необычный и недорогой по меркам изделия такого класса. Но меня больше вдохновил не сам столик, а то, как мы его упаковали.
Если вы работали с транспортными компаниями, то знаете, как они возят товары. Доставить изделие без повреждений – ещё тот квест! Мы потратили целый день на изготовление жёсткого короба для доставки, и это осталось с нами навсегда. Мы превратили идею в процесс, который пригодится в будущем.
Главный источник воодушевления и восторга: смотреть, как процессы работают без меня
Красивый продукт – это супер важно для меня. Когда видишь, что создал что-то крутое, поднимается настроение и вдохновение переполняет.
Ещё больше мне нравится смотреть, как люди выполняют задачи без моего вмешательства, наблюдать, как процессы идут без меня.
Грамотно построенный процесс – это отражение моего перфекционизма. Легко быть перфекционистом, когда всё делаешь сам и руководишь парой человек. Намного сложнее сохранить свои идеи и ценности при масштабировании.
Я горжусь, что мой бизнес работает достаточно автономно, но сохраняет важные для меня принципы.
Мне нравится, как всё реализовано (И это тоже вдохновляет!)
- Все важные коммуникации подчиняются протоколам
Люди работают эффективно – это то, за чем действительно приятно наблюдать.
Сотрудники обмениваются информацией в двух системах: AmoCRM и Trello. Я понимаю, что это не супер оптимально, и хорошо бы всем работать в одном месте, но процесс отлажен. Люди понимают друг друга. Они могут быстро найти ответ на любой типовой вопрос и знают, к кому обратиться для решения нестандартной ситуации.
- Хаотичность действий исключена
Все важные процессы подчиняются протоколам – это помогает на практическом уровне.
Я рад, что привлёк бизнес-консультанта, а не взялся за всё сам. Выслушав мой кейс, он рассказал, как построить процессы и выстроить организационную структуру. Его советы оказались полезными на 70%. Остальное я всё же сделал по-своему (да, я не исправим!).
Мне по-прежнему кажется, что скорость выполнения задач – далеко не главная цель. В первую очередь важна чёткость и красота процесса: то, насколько точно ты сохраняешь информацию, заполняешь чертежи, планируешь время.
Сегодня, в период кризиса и снижения оборотов, наши процессы остаются фундаментом, который даёт возможности для дальнейшего роста. Компания готова к увеличению нагрузки – это главное.
Оглядываясь назад, удивляешься, какой большой путь проделала твоя компания. И этот путь состоит из таких вот мелочей, которые незаметны никому. Никому, кроме тебя. Ведь это только твоя боль. И только твоя радость!
есть куда стремиться-это хорошо
лучше б ты аирподсы продавал школяр
А почему решили что вам важно именно качество, а не количество?)
Это не было осознанным бизнес решением, так просто сложилось в силу подхода к работе-) Не хочется делать плохо, не хочется чтобы было стыдно.
Комментарий недоступен
Думаю что это отличная идея. Спасибо за ваш комментарий.
Мы с командой думали и думаем об этом векторе развития.
Есть несколько подводных камней:
- альтернативный материал это в данном случае лдсп, под него нужны другие станки и чуть другие процессы
- это товары из другой ценовой категории, вероятно под них придется заново выстраивать маркетинг
В общем, идея хорошая, но пока руки не дошли. На днях запускаю с партнером новый проект, вообще с мебелью не связанный. Если новый проект не съест всё свободное время - обязательно займемся ЛДСП.