Нужны ли роботы айтишникам?
Спрос на опытных ИТ-специалистов постоянно растет, как и количество задач для них. Вместе с этим увеличиваются и зарплатные ожидания кандидатов. В качестве альтернативы найма новых сотрудников компании начали изучать возможности роботизации части ИТ-операций.
Меня зовут Кирилл Чеханков, я руководитель отдела ИТ-решений Коника Минолта. Мы предлагаем заказчикам комплексные вспомогательные инструменты на основе RPA-технологий. Они помогают сократить количество рутинных операций в стандартных бизнес-процессах и оптимизировать работу в целом. Ведь роботы трудятся без пауз и ошибок, и помогают экономить время на более важные задачи. Проверено на собственном опыте. Расскажу, в каких случаях полезно внедрять RPA в ИТ-процессы.
Место робота в команде
Сегодня много говорят про использование RPA-технологии для автоматизации работы бухгалтерии, отдела закупок, HR или операционных отделов, однако, роботы могут быть эффективными помощниками и для ИТ-специалистов. Чем они полезны:
Снижают количество ошибок в процессе разработки решений, не допуская стандартизированных операций.
Повышают производительность работы за счет быстрого исполнения задач.
Повышают качество обслуживания пользователей – роботы быстрее сотрудников техподдержки откликаются на запросы, распределяют обращения и решают простые инциденты.
В отличии от людей роботы работают круглосуточно, без выходных, отпусков и больничных. Им не знакомы усталость и выгорание, поэтому, они всегда предельно сконцентрированы на выполняемой операции, какой бы рутинной она ни была.
Программные роботы уже успешно используются для мониторинга серверов и приложений.
Технология RPA позволяет автоматизировать выключение, перезагрузку и перезапуск серверов в случае возникновения непредвиденных ситуаций. Это снижает затраты на обслуживание оборудования и повышает качество сервиса.
Также роботам можно поручить установку приложений на множество компьютеров одновременно. Скорость процесса от этого не изменится, а команда сможет уделить время решению других задач.
Еще одна сфера применения роботов в ИТ – разблокировка учетных записей и сброс паролей пользователей после проверки данных. Робот проверяет пользователя по принципу двухфакторной аутентификации: просит ответить на вопрос, подтвердить номер телефона или назвать дату рождения.
Кроме того, такой «сотрудник» команды может взять на себя миграцию данных – процесс однозначно ускорится, а информация не потеряется «в пути».
Но так ли всё безоблачно?
Работа роботов остается «механической» несмотря на развитие технологий. Они не могут выполнять интеллектуальные, творческие задачи, например, в программировании, так что заменить полностью живых «айтишников» точно не смогут ни сейчас, ни в перспективе.
Пока роботов активно используют в рутинных, повторяющихся операциях, а в повышении качества обслуживания клиентов их путь только начинается. К слову, успешные примеры полномасштабного использования RPA для решения ИТ-задач мы наблюдали в период пандемии, что вполне закономерно в условиях массовой удаленной работы.
Кому стоит присмотреться к роботам
Компании, чья деятельность связана с простыми программными продуктами, могут «нанять» роботов для задач по написанию кода и его тестирования.
В компаниях, разрабатывающих сложные решения, робот в составе ИТ-команды может взять на себя какой-то объем работ по тестированию, обслуживанию ИТ-продуктов, обработке обращений пользователей, но его роль при этом будет незначительна.
Также роботы объективно необходимы организациям, которые хорошо знакомы с понятием «горящий проект». В условиях нехватки времени или финансовых ресурсов на расширение команды, RPA освободит специалистов от рутины. «Найм» цифрового помощника потребует меньше времени и средств, чем поиск опытного ИТ-специалиста.
Тем, у кого автоматизированы задачи других отделов, например, бухгалтерии или HR, будет легче и проще внедрить RPA в работу ИТ-специалистов, так как уже есть понимание особенностей этого процесса.
Несмотря на активное развитие программных роботов, число их потребителей среди ИТ-специалистов пока ограничено. Однако, мы ожидаем, что в ближайшие пять лет масштабы применения RPA в ИТ сильно возрастут. Они будут зависеть от популяризации успешных кейсов и уровня открытости российского бизнеса к инновациям.
А вы используете роботов в ИТ-службе? Расскажите в комментариях о вашем опыте роботизации процессов.