Главная боль каждого аналитика или как связать источник посетителя с юзером
Проработав веб-аналитиком более двух лет, я пользовался как готовыми/привычными для нас решениями для сбора и работы с данными (от Яндекс Метрики до BQ), так и решениями собранными вручную. Опыт показал, что все способы имеют один пробел, который портит всю малину. Я решил рассказать вам о проблеме, которая не дает спокойно жить, а затем поделюсь действенным методом ее устранения. Уверен, будет интересно!
На чем строится аналитика?
В построении аналитики важную роль играет этот перечень данных:
- количество посетителей ресурса
- источники входящего трафика
- контакты зарегистрированных пользователей
- количество покупок
- сумма заказов
Для любых проектов эти данные крайне важны, так как они служат основой для построения стратегии развития продукта. Чтобы повысить продажи, важно очень точно “попасть” в свою целевую аудиторию и найти эффективные методы продвижения, дабы результат оправдал затраты. Вот тут и заключается пробел, о котором я хочу рассказать.
Слабое место аналитики
Инструменты аналитика, которые используются сейчас, позволяют собирать точную информацию о действиях зарегистрированных пользователей:
- их количество
- выборку персональных данных
- активность покупок
- и их сумму
По умолчанию, эти сведения хранятся в базе данных проекта, но проблема в том, что они не связывают визит на сайт с источником, то есть путь, по которому пришел зарегистрированный пользователь.
Без этой связи аналитик не сможет оценить эффективность методов продвижения, используемые в проекте. Эту проблему иногда пытаются решить через UserID, привязав первоначальный идентификатор гостя к данным регистрации. Но такая методика сложна и трудоемка.
Связываем источник и зарегистрированного пользователя
Чтобы заполнить пробел в аналитике и определить связь между источником входящего трафика и пользователем, я предлагаю использовать другой метод, более простой и эффективный. Его основа – Cookies посетителя.
Когда посетитель заходит на сайт, его браузер записывает информацию о том, откуда он пришел и какие действия совершал. По умолчанию разные порталы используют эти сведения, чтобы улучшить взаимодействие с посетителем и предложить ему релевантные услуги. Но для нас Cookies послужат БД с источниками посетителя.
Из кук-файлов можно без труда извлечь информацию об источнике первого захода на сайт, а также текущего сеанса. Оба этих параметра могут быть перенесены например в гугл таблицу и сохранены для дальнейшего использования.
Работает это так: когда посетитель совершает действие на ресурсе (например, отправляет форму обратной связи или регистрируется), активируется скрипт, который “вытягивает” из cookies информацию об источнике и заполненные поля с почтой/телефоном и добавляет ее в Google таблицу. Все это делается через Google tag Manager.
Алгоритм действий
- Настраиваем триггер в GTM (отправка формы/регистрация)
- В Google Таблицах через расширение Apps Script создаем webhook, пример с пояснениями дальнейших действий:
Следующий шаг – связать получившуюся БД с таблицей данных о зарегистрированных пользователях. На любом проекте есть табличная база данных, в которой содержится информация о всех действиях юзера после регистрации (есть готовые решения). Связью этих таблиц выступит номер телефона и/или электронная почта.
В итоге вы получите обогащенную базу, в которой будет содержаться вся необходимая информация о том, откуда пришел ваш клиент и какие действия он совершил. Для визуализации используем Looker Studio (она же Google Студия Данных).
Конечно, возможны и некоторые погрешности. На результат могут повлиять очищенные куки, режим инкогнито или прокси-сервер клиента. Но эта погрешность минимальна и не помешает оценить эффективность продвижения и оценить/сформировать маркетинговую гипотезу.
Что дает такой метод?
Такой способ дает возможность получить всю информацию, которая нужна современному аналитику или маркетологу. Вы сможете рассчитать:
- LTV
- Конверсию посетитель – регистрация по источникам
- Конверсию пользователь – покупка по источникам
- Среднее количество оплат
- Средний чек
- и т.д.
Дополнительно эти цифры могут быть структурированы и отфильтрованы по временным отрезкам, чтобы оценить динамику. И да, я не встречал подобных готовых решений, а писать все самостоятельно точно дороже и дольше.
Вы можете подумать, а почему сразу из кук не тянуть эту информацию в БД проекта… Я тоже задаюсь этим вопросом, но так как я не программист, и не встречал подобного, предлагаю то что знаю и проверено на практике.
Итог
Итак, используя куки посетителей, можно существенно расширить аналитические возможности и стимулировать развитие проекта, не вкладывая в развертывания аналитики много средств.
Как думаете, почему на рынке до сих пор нет готовых решений?
Буду рад обратной связи!