Сотрудник заболел "воспалением хитрости". Что делать?
Идеальный сотрудник для любого работодателя — это почти робот. Всегда воодушевлен, бодр, без личных дел и с богатырским здоровьем. В доступе и активности 24/7.
Но таких наша легкая промышленность пока не выпускает. Поэтому, к счастью, в организациях трудятся живые люди. Только они способны к прорывным идеям и творчеству.
Люди болеют, опаздывают или иногда отпрашиваются. В этом нет ничего страшного, пока кто-то не войдет во вкус и не начнет злоупотреблять доверием руководителя.
Недавно я наткнулась на одно исследование. По его данным почти 30% работодателей сталкивались со злоупотреблением больничными.
Управленческая ситуация "больничный как прикрытие" знакома многим.
У вас горит план, бюджет и годовая отчетность. Один из сотрудников внезапно уходит на больничный. Людей не хватает, и каждый член коллектива берет на себя дополнительную нагрузку.
А через 2 недели перед вами предстает светлоокий и загоревший под южным солнцем сотрудник с больничным листком.
Вы понимаете - доказать, что листок этот липовый, практически невозможно. Мысленно смыкаете руки на шее хитреца...
Но что делать дальше, когда эмоции улягутся?
Необходимо оценить специалиста с "липовым листком" по нескольким критериям, а затем уже действовать.
1. Частота нарушения
Если для сотрудника это не первый эпизод, а вы все время терпели, то первый вопрос: "Почему вы это делали?".
Возможно, у вас с сотрудником уже есть негласный контракт - он периодически "болеет", но специалист очень ценный и на процесс производства его болезни не влияют.
Остается только договориться, что в авральные времена он вас не подводит, но аккуратно готовить замену "незаменимому".
А мой совет: не дожидаться, пока эти истории станут регулярными. Хитрости лучше пресекать на корню.
2. Критичность ситуации
Сотрудники из категории "чуть что - сразу в куст" - настоящие враги эффективности.
Они могут исчезать, если произошел конфликт, намечается сложная ситуация в организации, видят невыполнение плана или завал в своих делах.
Они понимают, что за проступком последует наказание, и уходят на больничный, пока само все "рассосётся". Шеф остынет, отчет будет сдан, а сложности уладят коллеги.
Нужно постараться разобраться с причинами и, если человек готов меняться, то заняться его мотивацией, дополнительным обучением. Люди боятся сложностей, если не понимают, как их преодолеть.
В любом случае, сотрудники должны понимать, что вы все видите, и за поведение будут последствия.
Если поведение не меняется, то лучше избавиться от человека, который может Вам в любой момент преподнести сюрприз, чем каждый месяц разгребать проблемы.
3. Усталость
Сотрудники из категории "рабочая лошадь", незаменимые и перегруженные сверх меры, могут не выдержать.
Для них "больничный" - это единственно возможная передышка и тревожный сигнал для управленца. За передышкой может последовать заявление на увольнение.
Прежде чем карать сотрудника, необходимо заняться доукомплектованием штата и перераспределением нагрузки.
4. Недозагрузка
Как ни странно, если задачи скучные, их немного, то отлынивать от них хочется еще сильнее.
Человек руководствуется тем, что без него и так все идет, решает "приболеть". Ему просто лень собираться и идти туда, где неинтересно.
5. Низкая лояльность
Обман руководства — это, в первую очередь, вопрос не выстроенного доверия и низкого уровня лояльности сотрудника.
Человек равнодушен к целям организации, к тому, что подводит руководителя и коллег, вероятно он уже на "низком старте" - ищет другое место (или уже нашел, а вашу организацию рассматривает как место, где пока платят зарплату и не нужно напрягаться).
Возможно также, что он чувствует свою неоцененность, обиду, разочарование.
Сложно и бессмысленно удерживать сотрудника, если он уже не с вами. Тут можно только ускорить расставание, проговорив честно все "за и против", а не превращать вас в "запасной аэродром".
Есть масса способов превратиться и в детектива, и в юриста, и в доктора, чтобы выявить обман с "больничным". Вы проведете расследование, можете наказать человека очно или заочно, уволить или лишить премии.
Но пока у вас нет системы управления, при которой все вращается как часы, а у сотрудников нет никакого желания изворачиваться, то такие "больничные" будут проявляться в разных формах.
А если вы лидер, за которым хочется идти, то и команда будет с вами честна и заряжена на результат!