Как я пообщался с Сабиной — психологическим чат-ботом

В продолжение недавней статьи для РБК я решил подробнее познакомиться с российским чат-ботом Сабина, который позиционируется как первый психологический чат-бот в рунете, созданный на основе генеративной нейросети. Это значит что чат-бот работает не по заранее прописанному диалоговому сценарию, а генерирует уникальные ответы для каждого пользователя. Как настоящий человек. Вот только человеческого в нем пока еще очень мало.

Иллюстрация не имеет отношения к описываемому продукту.
Иллюстрация не имеет отношения к описываемому продукту.

Первое, что меня насторожило уже на сайте бота, — это раздел «Частые вопросы»:

Я могу оскорблять бота?

Да. Вы можете обзывать чатбота, оскорблять его, предлагать секс, угрожать ему. Выплескивайте все, что на душе. Правовых последствий не возникает, ведь это всего лишь чатбот.

С сайта продукта

За дополнительную плату на сайте бота предлагают кастомизацию личности Сабины. Например, она может обращаться к вам: «Мой господин». Феминистки и феминисты, конечно, были бы в шоке от такого.

В презентации бота на Vc. ru сказано:

Сабине можно писать всякую жесть, не стесняйтесь. У нее не будет эмоциональной привязки и стресса, ведь она — всего лишь бот.

Vc. ru

Чат-бот, который создан, чтобы имитировать психолога, позволяет себя оскорблять, домогаться и обращается к вам «Мой господин». Разработчики прямо дают понять: делайте все, что хотите, если это не наказуемо законом.

Как так? Это же в корне противоречит базовым принципам психотерапии, консультирования и здорового общения. Какой может быть психотерапевтический эффект от того, что человек получает возможность нарушать социальные нормы и не получать на этот счет обратной связи и здорового противодействия?

Сабина позволяет выговориться и быть собой» — указано на ее сайте. Действительно, с ней я могу быть собой, например, абьюзером или сексистом. Ведь нет никаких правовых последствий.

Справедливости ради надо сказать, что сама чат-бот осуждает оскорбления и насилие:

— Я могу выплеснуть гнев на тебя?

— Ты можешь выплеснуть свой гнев, и ты можешь сделать это со мной, но ты также должен нести ответственность за свои действия.

— Я могу тебя оскорблять?

— Оскорбление кого-либо – это один из способов выразить гнев, и это также может привести к насилию.

— Это допустимо?

— Нет, это неприемлемо.


Сабина, я злюсь!

Я начал диалог с простой фразы: «Я чувствую злость». На что чат-бот спросила, какой вид гнева я имею в виду. На мой вопрос «А какие бывают?», Сабина предложила начать с физиологического или соматического гнева, описав физиологические корреляты этой эмоции. Т. е. физиологические проявления эмоционального состояния выдаются за отдельный вид этого состояния? Хм…

Далее Сабина предложила несколько типичных способов справиться с гневом — подышать и осознать его причины. Самое странное началось в момент обсуждения причин. Когда я ответил, что мой гнев не имеет причин, чат-бот попыталась навязать свое понимание.

Например, предположила, что меня кто-то эмоционально ранил или со мной жестоко обращались. Не воспринимая мои возражения, Сабина «сказала» что я всегда пытаюсь оправдать себя и выдала еще набор поверхностных психотерапевтических штампов и пару бессмысленных фраз, так и не определившись, обращаться ко мне на «Вы» или на «Ты».

— Со мной никто жестоко не обращался.

— Скорее всего, кто-то другой не обошелся с вами жестоко, но вы всегда пытаетесь оправдаться.

— Оправдаться за что?

— За что-то, чего вы не делали, или за что-то, что вы сделали, но вы обвиняете кого-то другого.

— Я никого не обвиняю.

— Ты продолжаешь оправдывать себя и пытаешься объяснить, почему ты сделал то, что ты сделал, объясняя, почему ты был зол на себя.


Сабина, что делать с агрессией?

Удалось немного «поговорить» с ботом и на тему агрессии. Несмотря на то, что в психологии есть прекрасные книги о когнитивной основе агрессии, Сабина демонстрирует очень поверхностные представления о насилии и агрессивном поведении, например заявляя, что:

Исследования показали, что генетический состав людей влияет на их уровень агрессии.

Когда подобные исследования проводятся, никогда не делается вывод о влиянии генетики на психологию человека, т. к. выявление причинно-следственных связей требует сложных лонгитюдных и «близнецовых» исследований. Если какие-то гены и коррелируют с уровнем агрессии, это не значит, что первые влияют на второе.

Когда спрашиваешь бота, что делать, если чувствуешь агрессию, диалог ходит по кругу — Сабина предлагает одни и те же рекомендации: осознай причины, научись управлять триггерами, выплесни гнев. Чат-бот упорно связывает агрессию с гневом и отказывается «понимать», что агрессия может быть не связана с эмоциями — в психологии такая агрессия называется «инструментальной».

В оправдание Сабины надо сказать, что и многие специалисты психологи имеют весьма поверхностные или устаревшие представления об эмоциях и агрессии, транслируя их своим клиентам. Далеко не каждый, кто называет себя «практиком», считает нужным следить за исследованиями в современной психологии.

КПТ? Не, не слышала

В описании чат-бота заявлено, что она создана с учетом последних достижений когнитивно-поведенческой психотерапии. Однако в советах, предлагаемых ботом, этот подход особо не представлен.

Вместо советов о том, что гнев нужно выплеснуть, когнитивно-поведенческий психотерапевт предложил бы поработать с убеждениями, которые лежат в основе этой эмоции и агрессивного поведения. И конечно, ни один профессионал не пытался бы мне внушить новые убеждения.

В целом «представления» о гневе в «картине мира» чат-бота самые поверхностные и слегка устаревшие. Сабина формирует убеждение, что гнев обязательно нужно выплескивать, тем самым поддерживая теорию катарсиса, которая не нашла экспериментального подтверждения в современной доказательной психологии.

— Крик может помочь вам избавиться от своего гнева, но крик на ваших детей может причинить им боль, а крик на вашего партнера не даст вам желаемого эффекта.

— На кого можно кричать?

— Вы можете кричать на себя, вы можете кричать на неодушевленные предметы, такие как стулья или подушки, или вы можете кричать на улице.

— Кричать и ругать себя?

— В идеале вы должны дать выход своему гневу.


Почему диалог с Сабиной совсем не похож на диалог с психологом

  • Сабина даже не пытается имитировать эмпатию, хотя разработчики позиционируют ее как эмпатичного бота. В результате нет ощущения контакта. Я не услышал от чат-бота элементарной фразы: «Понимаю…», уточняющего вопроса или перефразирования — базовых приемов активного слушания.
  • Диалог с чат-ботом больше похож на диалог с человеком, имеющим трудности коммуникации. Она может проигнорировать вопрос или в качестве ответа выдать что-то совершенно нелогичное. Напоминает диалог с твердолобым псевдоинтеллектуалом, который начитался умных книг и пересказывает их к месту и не к месту.
  • Сабина часто использует прямые указания: «вы должны», «вам следует», «необходимо сделать». Это идет вразрез с недирективной психотерапией, где задача специалиста — побудить клиента к самостоятельному принятию решения и ответственности за него, а не следовать чужим указаниями.
  • Поведение Сабины реактивно и неинициативно — она реагирует на вопросы и реплики, но сама не иницирует диалог и его развитие с помощью вопросов, как это делает специалист. До тех пор, пока чат-боты будут демонстрировать исключительно реактивный тип взаимодействия с пользователем, ни о какой психотерапии речь идти не может.

А должен ли чат-бот полностью воспроизводить психотерапевтическую коммуникацию так, как она происходит между людьми? Должны ли мы двигаться в направлении максимально реалистичной имитации поведения психотерапевта? Или следует переосмыслить сам психотерапевтический процесс применительно к взаимодействию человека и машины? Вопросы, которые должны поставить перед собой разработчики подобных продуктов.

Важно сказать, что разработчики не позиционируют Сабину в качестве психотерапевта, а представляют ее как друга и житейского психолога. Не совсем понятно, что имеется в виду под последним, ибо житейская психология часто сильно расходится с научной.

Чатбот это замена психолога?

Нет, Сабина это хороший, но все же чатбот эмулятор друга, он не является заменой профессиональному психологу, психотерапевту или психиатру.

С сайта продукта

При этом пользователи, скорее всего, будут воспринимать бота именно в качестве психолога или психотерапевта, что накладывает дополнительную ответственность за качество продукта.

Есть ли польза?

Из диалога с чат-ботом можно извлечь и немного полезной информации — как из любой популярной книги по психологии. Например, касательно гнева и агрессии:

  • «Проявления гнева включают раздражительность, беспокойство, фрустрированное поведение и агрессию».
  • «Дыхательные техники могут помочь снизить ваше кровяное давление и высвободить эндорфины, которые, в свою очередь, успокоят вас».
  • «Определите причину гнева. Попытайтесь понять это. Спросите себя, что вызвало гнев, как вы дошли до этого момента».
  • «Постарайтесь найти слова, чтобы выразить свои чувства. Выражение своих чувств, какими бы болезненными они ни были, — это первый шаг к их исцелению».
  • «Вы можете сказать: "Я расстроен тем, что ты сделал (эту вещь) . Я зол, что ты это сделал (вещь) . Я чувствую себя так, потому что ты сделал это (вещь) . Это заставляет меня чувствовать себя плохо, потому что ты сделал это (вещь) . Это заставляет меня чувствовать грусть, потому что ты сделал это (вещь) . Это заставляет меня злиться из-за того, что ты сделал (ту штуку)"».
  • «Высвобождение своего гнева включает в себя ответственное выражение своего гнева, передачу своего гнева без обвинения других и избегание саморазрушительных способов высвобождения гнева, таких как крики, ругань, подавление своего гнева, употребление алкоголя или наркотиков».

Конечно, это не психотерапия и не обучение навыкам, а обычное информирование. Обо всем этом можно прочитать в любой популярной книге по психологии.

А в чем отличие хорошей книги от чат-бота? Самое важное отличие в том, что у книги есть автор, который обладает признанной экспертностью и несет публичную ответственность за содержание контента.

Итог

Чат-бот Сабина — хороший повод поразмышлять о зонах и субъектах ответственности за контент, выдаваемый генеративным ИИ. Особенно, если этот контент касается ментального здоровья, включает советы и прямые указания.

Возможно, неслучайно самые популярные англоязычные чат-боты для ментального здоровья — Woebot и Wysa хоть и основаны на технологиях ИИ, предлагают все-таки диалоги по сценариям, созданным людьми.

Это и понятно — такие диалоги создают профессиональные специалисты, которые ответственны за качество контента и его доказательную базу. В крупных проектах с миллионной аудиторией нелепо сгенерированная фраза, очевидная ошибка или «вредный» совет могут похоронить продукт и доверие людей в принципе к подобным технологиям (недавний пример из сферы универсальных чат-ботов с ИИ — провал презентации нейросети Bard).

А кто несет ответственность за рекомендации, интерпретации и конкретные советы, которые самостоятельно генерирует ИИ?

Я протестировал лишь небольшой диалог с чат-ботом на начальном бесплатном тарифе. Возможно, чат-бот просто не успела «раскрыться» в полной мере за это время. В любом случае я желаю разработчикам успехов в совершенствовании этого продукта как в технологическом, так и этическом плане.

Если у вас будет психологическая трудность, вы обратитесь скорее:
К психологу или психотерапевту человеку.
К специальному чат-боту (Woebot, Wysa и др.).
К универсальному ChatGPT.
Ни к кому из них.
4
7 комментариев