Воронка предпринимательства: этапы 4-6
Статья-рассуждение о том, какой процент людей выходит на путь предпринимательства и о причинах, почему кто-то из них не доходит до результата.
Данная публикация является продолжением одноименной статьи на VC.
Время на прочтение: 5-10 минут.
Автор публикаций - не эксперт в бизнесе. Повествование ведется практически в режиме 'онлайн' на основании полученного личного опыта, наблюдений и общения внутри московских сообществ предпринимателей и акселератора онлайн-школ.
С полной готовностью к дискуссии и конструктивной критике описанных промежуточных выводов.
Итак, в прошлой статье мы свели, что, согласно моим наблюдениям, первыми этапами в воронке предпринимательства являются:
1. Цель.
2. Первый шаг.
3. Сверка ресурсов.
Идем дальше...
Этап №4: идея - г*вно?
Обычно как менторы, так бизнес-тренеры и акселератор онлайн-школ (с этой статьи в аналитику беру его тоже) не 'отсекают' людей, понимая, что в их бизнес-идее что-то не то. Можно догадаться, почему.
Скажу больше, один мой ментор говорил в группе: «Ваш миллион вы способны заработать на любой нише». В акселераторе основатели просто уже почти отмалчиваются от подобных дискуссий, комментируя примерно так: «Мы тоже думали, что в 'таких-то' нишах получить хороший доход не получится, но ряд кейсов доказал обратное...». Можно догадаться, почему.
Тем не менее...
Один из менторов на идею одного из приоритетных моих проектов просто взял и твердо сказал мне: «Идея - гавно».
И это четвертая часть воронки предпринимательства, которую я регулярно наблюдаю. Речь про разбор идеи опытным экспертом. Да, ментор, бизнес-тренер или кто бы то ни был - это не ЦА, и такой исход не значит, что нужно все бросать, но это правда крутая проверка. Проверка, на которой идет очередной отсев.
Этап №5: ну какие инвестиции...
Один из известных бизнес-тренеров проповедует такую концепцию «Бизнес - это идеи, команда, инвестиции».
Великолепно! А потом десятки 'наэлектризованных' этой проповедью людей, садятся за чашкой кофе сверять, что у них есть из перечисленного и рассуждают: «Тааакс...Идея то есть, команда - ну наберу, а вот инвестиции...Нужны ли мне инвестиции?»
Друзья, я ничего не выдумываю. Я регулярно наблюдаю, как именно от одного и того же бизнес-тренера выходят люди, кто, не имея излишка денежных средств (или даже частично его имея) суетят и ищут инвестиции, готовят какие-то сложнейшие отчеты для инвесторов на совсем еще сырую идею. И дело снова не в бизнес-тренере. Я снова про осознанность предпринимателей или даже в данном контексте - критическое мышление.
В моих проектах тоже есть инвестор, но в моей истории инвестиции были лишь инструментом масштабирования начатого мной за мои личные деньги. И это ключевая мысль от меня: «начинать стоит за свои деньги». Потому что ни один нормальный инвестор, в моем понимании, не вложит большой бюджет под умеренную долю в управлении компанией в человека (или СЕО команды), который не готов рисковать своими деньгами. Причем по-крупному.
Этап №6: общение с целевой аудиторией
Многие же идут в предприниматели, потому что 'свобода', потому что 'управление', потому что типа это про 'систему'. А потом получают первые 'синяки' и 'раны' и начинают искать ответы.
Из моих наблюдений, самые первые 'синяки' и 'раны' предприниматели получают, упуская этап общения с целевой аудиторией и детального ее изучения (другими словами - customer discovery).
Я не знаю, почему так много предпринимателей отрабат��вают это в режиме 'ну потом'. Из того, что изучил по своим наблюдениям (и личному примеру) я, многие предприниматели просто:
а. Склонны рисковать и дерзать.
б. Не любят первое время делать то, что им 'западло'. Ведь предприниматели же ж - свободные птицы :)
А вот зря. Если из всей этой статьи у меня можно было бы выделить самое важное и оставить хотя бы эту фразу в сознании тех людей, кто еще не имеет опыта десятков запусков, то эта фраза выглядела бы так: «Изучите customer development и прочитайте книгу 'Спросите маму'».
Можно, конечно, написать это понятнее, но тут всё просто - эту фразу сказал мне мой ментор. Причем я читал эту книгу ранее и думал, что понял ее. Да вот нет - не понял я ничего. Потому что читать 'побитому опытом' всегда практичнее, чем в момент, когда еще 'столько всего впереди'. Сейчас читаю и конспектирую десятки заметок по каждой главе. Наверное, так мне и надо :)
Мне продолжить про опыт?