Стартапы, которые используют хайтек-решения в спортивной отрасли

"Tinder" для поиска футболистов-любителей, с которыми можно сыграть товарищеский матч, «умные» датчики для предотвращения травм коленей, гендерно-ориентированная одежда для девушек-хоккеисток, соцсети для молодых спортсменов-профессионалов — в обзоре Vortex Sport.

Создатели прорывных хайтек-решений развивают спортивную отрасль — представляют инновационный материал для экипировки, внедряют IoT-решения для аналитики действий спортсменов, создают спортивные сообщества для болельщиков. В 2019 году стартапы — это больше, чем просто модный формат инновационных разработок.

По каким же направлениям активнее всего развиваются стартапы в спорте? Давайте посмотрим и разберемся в текущих трендах данной области.

Аналитика большие данные и IoT-направление

Смысл таких проектов предельно прост и чрезвычайно сложен одновременно: применяя к массивам различных данных о показателях тренировок и выступлений спортсменов, можно делать глубокие аналитические выводы, незаметные «невооруженным» взглядом, и вносить корректировки в процесс подготовки и стратегии на официальных выступлений.

К таким аналитическим инструментам «прикручивается» дополнительная функциональность вроде live-анализа поведения спортсмена на поле, фиксация и анализ тренировки или игры с дронов, машинное зрение и ИИ с дальнейшим разбором постфактум или внесением коррективов прямо по ходу.

Например, в России подобное решение представлено для хоккея — система анализа Iceberg.

Стартапы, которые используют хайтек-решения в спортивной отрасли
Стартапы, которые используют хайтек-решения в спортивной отрасли
Стартапы, которые используют хайтек-решения в спортивной отрасли

Всем известна активность SAP в этом же направлении, но применительно к футболу. Существуют решения для тенниса и других видов спорта.

«Умные» датчики крепятся на одежду, экипировку и тело спортсменов. Считывают информацию и помогают решать задачи: от снижения травматичности до повышения продуктивности действий атлета. IoT-функциональность привносит в аналитику возможности режима реального времени.

Колени — самая травмируемая часть организма при занятиях большинством видов спорта. При этом до 70% всех травм колена не результат контакта с внешним объектом, а происходят из-за дефектов биомеханики сустава, неправильных движений и прочего.

И это — прекрасная возможность для стартапа, подумали из штата Висконсин, а затем запустили TorqLabs.

Компания сначала создала компрессионные штаны с четырьмя датчиками на суставах, которые собирают информацию о движениях спортсмена. Данные передаются по Bluetooth в смартфон, где приложение делает всю работу в облаке AWS.

В итоге алгоритмы выясняют неправильные траектории и вносят коррективы в спортивный процесс — отслеживают аномалии и оперативно их корректируют, не доводя до травм вроде растяжения, разрыва связок, вывихов. Помимо леггинсов были разработаны накладки на суставы с такими же датчиками и принципом работы.

Стартапы, которые используют хайтек-решения в спортивной отрасли

Вторая предпосылка, от которой они отталкивались, — посттравматическая направленность всего комплекса мероприятий, направленных на работу с травмами колена.

Все данные, статистика и усилия отрасли спортивной медицины направлены на лечение уже случившихся травм. TorqLabs решили играть на опережение и разработали «умные» носимые устройства, предотвращающие травмы колена.

<p>Официальный сайт TorqLabs</p>

Официальный сайт TorqLabs

Официальный сайт TorqLabs
Официальный сайт TorqLabs

Разработки уже получили гран-при конкурса Avantex в Париже, а также вошли в топ-3 передовых разработок в области спортивного хайтека на Web Summit в Лиссабоне. Проект до сих пор развивался на собственные деньги, однако сейчас компания выходит на получение первого раунда внешних средств.

Высокотехнологичные материалы для спортивной одежды и инвентаря

Здесь, несмотря на очевидное наличие крупнейших международных производителей экипировки, есть место для стартапов: небольшой команде специалистов вполне по силам придумать новый композитный материал, передовой дизайн обуви, коньков или лыж, большинство таких компаний затем покупается гигантами, но это направление практически вечно.

Экипировка совершенствуется постоянно, а предела этому процессу нет. Можно взглянуть на историю развития любого спорта, чтобы найти этому подтверждение: современные мячи, бутсы и кроссовки, коньки и клюшки, а также защитная амуниция для хоккея и единоборств имеют колоссальную разницу в сравнении с образцами, например, 20-летней давности.

Revele — гендерно-ориентированный стартап, помогающий женщинам, решившим попробовать себя в контактных, «мужских», видах спорта. Их количество во всем мире растёт, а вот темпы производства соответствующей экипировки за этой динамикой не поспевает.

Бокс и ММА, регби, хоккей и так далее — практически любой женщине знакома ситуация, когда для занятий любым из этих видов спорта приходится покупать одежду либо в детском отделе, либо искать минимальные мужские размеры.

Официальный сайт Revele
Официальный сайт Revele

При этом такая экипировка не адаптирована под морфологию женского тела, что впоследствии может привести к травме, получению синяков, кровоподтеков и так далее.

Компания создала Revelia — материал типа «вторая кожа», легковесная и супергибкая подкладка, поглощающая удары и смягчающая их воздействие на женский организм. Из него производится множество изделий: рашгарды, майки, накладки на плечи и прочее. Инновация получила наград 2018 ISPO Brandnew Award.

Фанаты и зрители большого спорта

Это приложения, позволяющие объединять в себе все, что необходимо современному фанату, в одном центре управления своей любовью к клубу или спортсмену: медиаконтент, каналы обратной связи, магазин атрибутики и билетов на матчи с оплатой всеми современными способами.

Пространство для роста здесь огромное: далеко не все — даже самые именитые клубы и большие спортивные арены — поняли digital в соответствии с мировыми стандартами. Незанятых ниш еще очень много.

ArrowPass базируется на NFC-технологии и создан для фанатов — проход на стадионы, оплата покупок на игре, распространение электронных билетов и другие задачи, составляющие совокупность взаимодействий клуба, руководства спортивной арены и зрителей.

Сокращение очередей, повышение комфорта и продаж еды, напитков и атрибутики — в совокупности повышают уровень потребительского опыта фанатов. Проход на арену в день игры и оплата покупок внутри — болевые точки во многих видах спорта и странах. Электронные платежи адаптированы далеко не всеми стадионами даже в наиболее продвинутых в плане развития профессионального спорта странах.

Платформа сейчас получает патент. Она прошла три испытания на настоящих спортивных и развлекательных мероприятиях минувшим летом. Инвестиции — $125 тысяч, после получения патента можно ожидать, что платформа получит большее количество денег.

Любительский спорт и бренды спортивной экипировки

Здесь также огромный простор для реализации: платформы для самоорганизации спортсменов-любителей, подбор инструкторов и преподавателей, удаленное консультирование и обучение.

А также развитие локальных сообществ или молодёжного спорта, которые неизбежно остаются в тени больших профессиональных команд и атлетов, но признания и антуража жаждет самого что ни на есть «взрослого».

ИТ-инструменты помогают решить любые подобные задачи через интеграцию соцсетей, сервисов видеохостинга, стриминга, новостных площадок и других информационных сайтов, завязывая подобные инициативы с цифровыми кампаниями крупных спортивных брендов.

Найти единомышленников тяжело в любом деле, найти тех, кто разделяет твои спортивные пристрастия и готов доказать приверженность им на практике, — иногда почти нереально (или очень тяжело).

Парижский стартап Krank Club, запущенный в 2015 году, задумал изменить ситуацию хотя бы в том, что касается футбола. Это своего рода Tinder для игроков-любителей, который позволяет либо присоединяться к уже имеющимся командам, либо запускать с нуля свою, принимаю участия в турнирах, «одноразовых» товарищеских встречах.

Официальный сайт Krank Club
Официальный сайт Krank Club

На сегодня у Krank 100 тысяч пользователей и до 10 тысяч человек, играющих в футбол ежемесячно благодаря Krank Club. Через короткое время после запуска стало ясно, что модель подходит для любого вида спорта — команда привлекла €750 тысяч инвестиций.

Unsplash
Unsplash

Phenom — крупнейшее сообщество молодых спортсменов со всего мира, которые делятся историями своего прогресса, успехами, профессиональными секретами, обсуждают экипировку и так далее. Своего рода переосмысление понятия «евангелизм» в области спортивных брендов через омоложение самих евангелистов.

Площадка сделала себя важным инструментом для крупных брендов в продвижении среди потенциальных звезд большого спорта в будущем, а также для массовой аудитории, попутно собирая обратную связь о своих продуктов у ЦА.

Все спортсмены практически с детства хотят выглядеть как профессионалы, одеваться как они, ощущать спонсорскую поддержку внимание СМИ и прочие составляющие идентификации любого профессионала в спорте сегодня.

Этот опыт и создает площадка, на которой зарегистрированы более 80 тысяч атлетов в Северной Америке. За пределы домашней географии проект пока что не выходит, но идея абсолютно глобальная и реплицируемая в любых масштабах.

Проект получил $725 инвестиций и постоянно пополняется новичками из самых разных видов спорта, о многих из которых мы уже скоро услышим, а Phenom на них заработает.

Совершенство не достижимо

Cпорт как направление деятельности человека, во-первых, всегда будет развиваться, более того, темпы развития прикладных технологических решений только растут, в связи с чем ниши для новых решений продолжат появляться и в будущем, это не закрытый рынок.

Во-вторых, открываются новые рынки — бурное развитие спортивных лиг в Китае поддерживает спрос на всю совокупность уже существующих и готовящихся к выпуску в продакшн передовых решений. На уже развитых рынках хайтек-решения «спускаются» из высших профессиональных лиг в низшие дивизионы, студенческий и детский спорт.

В-третьих, с развитием технологической составляющей спорта повышается спрос на такие традиционные для ИТ и хайтека направления, как кибербезопасность, оптимизация решений, интеграция в существующие экосистемы цифровых решений клубов и лиг.

А, значит, возможностей для входа на эти рынки будет еще очень много и появляться они будут до тех пор, пока будет существовать спорт как таковой.

99
20 комментариев

Tinder для спортсменов любителей это просто гениально! Часто сталкивался с проблемой когда не с кем поиграть в футбол или баскетбол.

3
Ответить

в россии такое есть. теннис точно (про них писала). кажется, что футбол тоже. вроде два стартапа знаю. для остального всего - чатики и коммьюнити.

1
Ответить

Среди знакомых нет никого, кого бы беспокоили колени, зато позвоночник - у каждого второго. А тут заявляется, что колени - самая травмируемая часть при занятиях спортом. Сходу лапша на уши.

Датчики, штанишки в обтяжку - это все прекрасно, но каждый бежит именно так, как позволяет ему его тело. Корректировка этих процессов ни к чему хорошему не приводит.

Ответить

ваши знакомые видимо не особо увлекаются спортом. Колени самая травмируемая часть тела. Начиная от футбола, заканчивая экстримальными видами спорта .

9
Ответить

играя в футбол повредить позвоночник сложно, а колено легко
какими видами спорта занимаются ваши знакомые?

1
Ответить

С такими кислыми лицами, грустно все как то...

Ответить