Никогда не начинайте расходовать маркетинговый бюджет, пока подробно не изучите своих конкурентов
Анализ конкурентов – важный этап системного digital-маркетинга. Его результаты помогут эффективно продвигать ваш продукт на рынке и покажут верные ориентиры для вашего бизнеса. Анализ конкурентов поможет избежать ошибок и слива рекламных бюджетов.
Без подробного конкурентного анализа невозможно понять своё положение в digital-среде, определить точки роста бизнеса и не получится создать эффективную стратегию интернет-маркетинга.
Как выбрать конкурентов для анализа
Прежде чем начать изучать своих конкурентов, составляем их список (прямых и косвенных)
- В поисковых системах Яндекс/Google ищем тех конкурентов, кто лидирует в органической выдаче и контекстной рекламе по ключевым запросам в нашей сфере бизнеса;
- Изучаем отраслевые ассоциации, рейтинги, выставки и конференции;
- Ищем исследования и публикации на отраслевых ресурсах;
- Выписываем тех, кого и так знаем.
И так, что мы должны знать о наших конкурентах и что проанализировать:
- Брендинг и позиционирование;
- Уникальное торговое предложение (УТП);
- Клиентский сервис;
- Популярность бренда;
- Упоминания в информационном поле;
- Инструменты привлечения клиентов;
- Инструменты удержания клиентов;
- Видеоконтент;
- Cоциальные сети;
- Сайт;
- Ценовая политика;
- Ассортимент;
- Распределение рекламных бюджетов.
1. Брендинг и позиционирование
Изучаем:
- Общую информацию о компании: год создания, история создания, миссия и ценности бренда, учредители;
- Концепцию (главную идею);
- Продукты компании (что предлагают);
- География продаж;
- Tone of voice бренда (стиль, манера подачи информации, тональность сообщений, которые транслируются от лица компании);
- Фирменный стиль;
- Заголовки на сайте;
- Слоганы компании.
2. Анализ УТП
Изучаем продукты компании: какие товары и услуги предлагают рынку. Разбираемся, какие характеристики своим товарам или услугам они присваивают и каким образом транслируют их клиентам. На основе полученных данных пытаемся понять, с какой аудиторией работают наши конкуренты.
3. Клиентский сервис
Используем метод "Тайный покупатель" и узнаём:
- Как быстро отвечают на заявку с сайта, обращение в социальных сетях, отправленный email, заказ обратного звонка и т.д.;
- Как быстро берут телефон;
- Условия обслуживания, доставка и т.д.;
- Соответствуют ли указанные условия на сайте реальным: цены, наличие товара, акции и скидки;
- Как вежливо общаются менеджеры, какие методы продаж используют и какая манера общения с клиентом;
- Как оформляются презентации, прайс-листы, коммерческие предложения;
- Можно посетить точки продаж.
4. Популярность бренда
Смотрим историю запросов в поисковых системах (есть ли всплески активности по брендовым поисковым запросам, если есть – то когда, стабильный рост или нет) - https://wordstat.yandex.ru, https://trends.google.ru.
5. Упоминания в информационном поле и анализ репутации компании
- Составляем список поисковых фраз конкурента (название компании, бренда, товаров и услуг, торговых марок, телефоны и email, адрес сайта, ключевые сотрудники) и смотрим в поисковых системах Яндекс/Google.
- Отзывы о компании (https://2gis.ru, http://www.yell.ru);
- Отзывы от сотрудников (https://otzyvov.net, https://orabote.top и другие).
Где ищем информацию:
- Поисковые системы (используем сервисы, например - https://www.google.ru/alerts);
- Статьи, тематические порталы;
- Упоминания в новостях (http://news.yandex.ru, https://news.google.com);
- Сайты с отзывами о работодателях (www.yell.ru);
- Социальные сети, форумы и сообщества, блоги (www.iqbuzz.ru, www.babkee.ru, www.br-analytics.ru);
- Проверка конкурентов (https://focus.kontur.ru).
6. Анализ сайта
Изучаем:
- Механики вовлечения и тип контента (текстовый контент, графика, видеоконтент, вовлекающие элементы);
- Как происходит сбор контактов и заявок (корзина, форма заказа, онлайн-консультант, всплывающие окна, мессенджеры);
- Оцениваем сайт с точки зрения дизайна и удобства использования;
- Какие элементы повышающие доверие есть на сайте (сертификаты, благодарственные письма, отзывы, кейсы).
7. Инструменты привлечения клиентов
- Используют ли офлайн рекламу (https://mediascope.net);
- Анализируем с каких рекламных каналов получают трафик на сайт (можно использовать бесплатную версию www.similarweb.com и примерно понять процентное соотношение);
- Анализируем поисковый трафик и контекстную рекламу (https://ru.megaindex.com, https://pr-cy.ru, www.spywords.ru – запросы и позиции в Яндекс/Google, упущенные ключевые слова - приносящие заявки конкурентам, бюджеты используемые на контекстную рекламу, тексты объявлений конкурентов в контекстной рекламе);
- Анализ объявлений в РСЯ (Рекламная сеть Яндекса) – https://advspider.ru.
8. Инструменты удержания клиентов
- Email-маркетинг (подписываемся на рассылку конкурентов и изучаем какие акции проводят, какие и по каким поводам присылают письма, анализируем прогревающую клиента воронку продаж, систему лояльности и т.д.);
- Личный блог (какие статьи пишут и их популярность, на какую тему большие охваты).
9. Видеоконтент
- Есть ли YouTube, RUTUBE или Vimeo каналы и как они оформлены;
- Какой видеоконтент публикуют (отзывы, вебинары, развлекательный контент, подкасты, интервью, рекламные ролики, инструкции и т.д.);
- Качество видеоконтента;
- Количество просмотров.
10. Социальные сети
- Анализируем группы и сообщества (можно использовать сервис https://popsters.ru):
- Тип и качество публикуемого контента;
- Вовлечённость и количество аудитории;
- Периодичность выхода публикаций;
- Динамика роста аудитории.
- Изучаем какие рекламные кампании запущены в социальных сетях;
- Смотрим их рекламные креативы (http://publer.pro/).
В итоге: можно собрать все полученные данные в отдельный документ или в табличном формате, для удобства использования и наглядности.
И конечно же, важно проанализировать и свой бизнес, тогда станет понятнее куда расти и в каком направлении работать.
Да, подробный анализ конкурентов займёт немало времени, но мы же понимаем, что "без разведки не бывает побед". В итоге получим ясную картину куда и как двигаться дальше.