Кухня Action Digital School или как мы делаем курсы для будущих IT-специалистов
Всем привет. С вами снова я, шеф-редактор школы action-digital. school. Сегодня я решила приоткрыть завесу тайны и пригласить вас на нашу «кухню» Action Digital School. Туда, где происходит настоящая магия, где наши мастера готовят для вас самый полезный продукт, напитанный знаниями, новыми навыками и возможностями. Рассказать, как рождаются наши курсы для тех, кто хочет уйти в IT, я попросила Татьяну Котову — тимлида методической команды.
Почему аналитик данных не научит вас аналитике данных
Здесь всё просто. Поделиться секретами профессии, глубокой экспертизой, так сказать «внутренней кухней» рабочего процесса могут только практикующие специалисты, гуру в индустрии. Но, чаще всего, такие эксперты не являются по умолчанию специалистами в образовании. Это нормально. Если человек сам достиг уровня старшего аналитика данных, он вовсе не обязан разбираться в методиках обучения других людей и следить за трендами образования. Получается, что кондитер, который умеет готовить вкусный меренговый рулет, не обязательно научит вас готовить крутые десерты.
Наша команда действует по формуле: «Получаем от эксперта самую актуальную и важную информацию и переводим ее на понятный язык. Структурируем, добавляя в нее то, что поможет быстрее усвоить новые знания».
Кто в Action Digital School создает программы для IT-обучения
Давайте знакомиться. За яркой картинкой образовательной платформы школы Action Digital School стоит команда, которая создает программы обучения. В нее входят директора и руководители продукта, команда продвижения и внешней коммуникации, продюсеры, методисты, операторы, монтажеры, дизайнеры, копирайтеры, редакторы. И это неполный список людей. В процессе работы могут появиться и другие эксперты для решения новых задач.
Для чего нужен Subject-matter expert (SME)
Создавать крутые курсы для будущих айтишников невозможно без еще одного важного человека — subject-matter expert (SME), или по-другому предметного эксперта. Это тот самый профессионал своего дела, который знает все правила и секреты в своей профессии, например, работу с бухгалтерскими документами в 1С или владеет всеми существующими языками программирования.
Именно он является основным источником информации по теме программы будущих IT-курсов. Но чтобы предметные эксперты могли правильно и понятно передать опыт будущим студентам, совместно с ними в Action Digital School работают наши методисты.
Три главные задачи методиста в школе Action Digital School
Задача №1. Вместе с предметным экспертом он определяет:
— чему научится студент на курсах;— какие методики и форматы помогут студенту изучить теорию и как правильно отрабатывать на практике новые для него знания и навыки;
— как в финале обучения оценить, достиг ли студент запланированных на программе результатов.
Задача №2. Создать для студента интуитивно понятную среду, в которой будет удобно ориентироваться. Это значит, структурировать все материалы, подумать, как поддерживать мотивацию студента и помогать ему в сложные моменты пути, а также сопровождать его, давать поддерживающую обратную связь, которая будет указывать на прогресс, а также на ошибки и способы работы над ними.
Задача №3. Исследовать предметную область через другие источники информации, изучать существующие методические материалы, проводить исследования IT-направления, чтобы получать полное представление о предмете.
Кроме того, методисты обязательно учитывают специфику IT-курсов, ведь в школе Action Digital School мы не просто учим студентов по востребованным IT-специальностям, мы используем их профессиональные навыки, чтобы было быстрее и проще усвоить новые знания. Например, глубокую экспертизу в программе 1С у бухгалтера, чтобы освоить профессию Аналитик 1С, или умение юриста работать с большими объемами данных, чтобы быстрее вникнуть в профессию Аналитик данных, или понимание специфики подбора соискателей, чтобы стать IT-рекрутером.
Как мы выбираем только нужную для студента информацию
Распространенная ошибка, которую наши методисты никогда не допускают — вместить в курс максимум информации в минимум времени. Мы даем только действительно важную и полезную информацию, которая будет необходима студенту в новой профессии, которая поможет ему спокойно пройти собеседование и чувствовать себя уверенно на новом рабочем месте. Действуем строго по плану.
➤ Создаем структуру программы, и только потом содержание
Прежде чем автор-эксперт начинает разрабатывать отдельный урок, мы проводим для него погружение в концепцию и архитектуру программы. На каждом уровне он знакомится с целями, образовательными результатами и тематическим планом — как для всей программы, так и для отдельного блока, модуля, урока.
➤ Сверяем эксперта с навигацией курса
Мы говорим эксперту — «Вы находитесь здесь». Эта отправная точка в методических материалах помогает ему не повторяться, соблюдать последовательность и логику программы. Он может посмотреть, что заложено в единицу материала, на которой он работает сейчас, и что последует позднее. И только после этого мы приступаем к подготовке содержания одной единицы программы — отдельного урока.
➤ Структурируем и наполняем уроки курса
Прежде чем приступить к разработке и наполнению урока, мы проговариваем это с экспертом. Стандартный план работы эксперта и методиста над уроками в школе Action Digital School выглядит так:
- Сценарий урока
- Визуальное сопровождение урока: презентация, скринкаст, инфографика, схемы, картинки и т.д.
- Интерактивные задания для урока
- Домашние практические задания
- Проверочные тестирования
Мы заранее разрабатываем регламент, с которым знакомим эксперта-автора. Например, чтобы начать работу с домашним заданием к уроку, эксперт знакомится:
- С шаблоном оформления домашнего задания
- С примером готового домашнего задания
- С памяткой, в которой описаны правила и рекомендации по оформлению домашнего задания
Это позволяет эксперту-автору точно понимать, какие требования мы предъявляем к домашнему заданию. Это помогает студентам лучше ориентироваться в программе и быстро справляться со всеми задачами.
Как мы переводим сложную информацию на понятный студентам язык
Эксперты привыкли разговаривать на профессиональном языке, вкручивая в свою речь сложные технические термины и аббревиатуру. Так они общаются с коллегами в индустрии. При подготовке материалов для IT-курсов им кажется важным донести всё как можно более точными научными академическими терминами. Но даже пытаясь объяснить просто, на пальцах, эксперт иногда может даже и не заметить, что говорит совсем не очевидные для новичка вещи.
Например, когда мы первый раз попросили одного из наших экспертов дать определения термину «операторы» в 1С, то получили следующее:
Операторы являются конструкциями языка программирования, которые позволяют программисту исполнять определенные действия, выполнять проверки и обрабатывать данные. Например, операторы цикла позволяют программисту выполнять одно и то же действие в цикле, что позволяет программе автоматизировать определенную задачу. В языке программирования 1С доступны различные операторы, включая операторы цикла, ветвления, присваивания и пользовательские операторы.
Читая такое определение, новичку в IT-сфере становится страшно. Чтобы не пугать своих студентов, мы перевели этот сложный для восприятия текст на понятный язык. В результате у нас получилось так. Правда, намного понятнее?
Операторы — это команды, которые помогают программе автоматизировать задачи. Например, операторы цикла позволяют программе выполнять одно и то же действие повторно. В языке программирования 1С доступны различные операторы, например, циклы, ветвления и присваивания. Их вы будете изучать в следующих уроках.
Исследуя нашу целевую аудиторию, мы определили для себя, какие темы ей ближе, на какой бэкграунд мы можем опираться, что занимает рабочие будни и досуг наших студентов. Все это нужно, чтобы мы могли разговаривать и формулировать наши материалы на одном языке со студентом.
Также мы добавляем сравнения, метафоры и примеры, которые способны создавать в воображении человека образы, с которыми гораздо проще понять новую информацию.
Пример объяснения нового термина на курсе «1С программист» с использованием понятной метафоры
Цикл — это многократно повторяющаяся последовательность действий. Представьте, что вы работаете сборщиком мебели и собираете табуретки. Процесс сборки повторяется из раза в раз:
Вы повторяете одни и те же действия много раз, то есть работаете в цикле. При этом остановка работы у вас возможна в нескольких случаях:
Разработка таких образовательных материалов — это длительный и трудоемкий процесс, который требует тщательной работы и совместных усилий всех участников команды. Однако результатом этой работы являются качественные и эффективные образовательные материалы, которые помогают людям получать новые знания и навыки, а также развиваться и расти в своей профессиональной области.
Приглашаем вас познакомиться с IT-курсами на нашем сайте. А еще вы можете присоединиться к нашему телеграм-каналу Action Digital School. В нем мы не только общаемся, но и делимся полезными карточками, чек-листами и гайдами, о том как перезапустить карьеру. Подписывайтесь!