5 причин делиться факапами в своём блоге или СМИ
Написать об ошибках и привлечь инвестора
Всем привет! Я Оля Такмазьян, журналист и коммерческий редактор, помогаю брендам продвигаться с помощью статей в изданиях. Один из приёмов, который я использую, — история запуска бизнеса или нового продукта, подробная и честная, со всеми трудностями и провалами.
Этот приём помогает бренду привлекать новую аудиторию и очаровывать её. Некоторые предприниматели боятся такой откровенности, не хотят показывать себя уязвимыми, допускающими ошибки. Я привела пять аргументов, почему не стоит бояться делиться ошибками и какую пользу это принесёт бизнесу.
Причина 1. Повысить доверие аудитории
Одна из задач контент-маркетинга — построить доверительные отношения с аудиторией. Для этого придётся проявить открытость и честность: читатели, избалованные исповедями предпринимателей на «Т—Ж» или vc.ru, не поверят в «успешный успех» на пустом месте. Они уже знают: за каждым выстрелившим брендом скрывается кладбище неудачных идей, и не поленятся это проверить. Поэтому лучше рассказать всё как есть.
Ошибки — нормальная часть предпринимательского пути. Они не отпугнут инвесторов и клиентов, если вы подкрепите историю извлечёнными уроками.
- ❌ Как не стоит писать:
- ✔ Лучше так:
Исследования показывают: инвесторы не боятся связываться с предпринимателями, которые совершали ошибку. Их оценивают более позитивно, чем новичков: это вывод другого исследования, в котором поучаствовало 52 венчурных инвестора.
В моей практике есть кейс, когда предприниматель честно рассказал о сложностях с запуском производства и привлёк крупного инвестора.
Причина 2: Получить широкий охват
Люди обожают истории о чужих провалах. Они набирают гораздо больше просмотров и комментариев, чем глянцевые истории успеха. У меня нет статистики медиа на эту тему, но вот исследование о сторителлинге.
Пол Зак, специалист по нейроэкономике, показал экспериментальной группе два коротких ролика. В одном присутствовала драма — мальчик, заболевший раком, в другом — нет. Просмотр первого видео спровоцировал выброс кортизола и окситоцина: участники эксперимента сопереживали героям ролика. Второе видео не вызвало эмоционального отклика.
С точки зрения нейробиологии истории создают связь между читателем и рассказчиком: во время просмотра или чтения выделяется окситоцин, отвечающий за привязанность. И чем больше трудностей преодолевает герой, тем сильнее история захватывает читателей.
Выпустив статью о взлётах и падениях, вы легко получите органику: читатели охотно будут репостить интересный материал.
Причина 3. Снимать стигму с ошибок
Когда предприниматель боится провалов, он сужает поле своих возможностей: не пытается рисковать, действует по принципу «работает — не трогай». Такой подход мешает бизнесу расти. Готовность потерпеть неудачу, наоборот, помогает экспериментировать и создавать новые продукты.
Технологические гиганты вроде Amazon и Google воспринимают ошибки как часть нормального рабочего процесса и поощряют культуру провала, чтобы оставаться гибкими. Вспомните Безоса: «Неудача и изобретение — неразлучные близнецы».
В российской предпринимательской среде ошибки всё ещё стигматизированы. Во многих живёт установка, что ошибка — признак непрофессионализма. Я пишу о бизнесе шесть лет и часто слышу подобные высказывания от предпринимателей разных поколений, особенно тех, кто начинал в девяностые и нулевые. Но говорить о провалах нужно, так мы поможем изменить к ним отношение.
Причина 4. Получить помощь или полезные советы
Поделитесь трудностями с большой аудиторией — и вы получите много обратной связи, особенно если сами попросите в конце статьи дать советы. Скажу сразу: среди комментариев далеко не всегда попадается ценный совет. Однако иногда всё складывается, и автор получает мощную «помощь зала».
Герой одной моей статьи пожаловался, что не может найти SMM-специалиста и уже на следующий день после публикации разгребал директ, заваленный резюме. Другой предприниматель, для которого я запустила блог на vc.ru, закастдевил новый продукт — читатели так заинтересовались историей, что пошли тестировать приложение и стали оставлять пожелания по поводу функциональности.
Причина 5. Ещё раз проанализировать ошибки
Наш мозг учится на ошибках. Предприниматели, которые относятся к неудаче как к точке роста, тщательно анализируют причины провала, исправляют ошибки и в некоторых случаях успешно выходят на рынок с новым продуктом.
Рассказ о своём пути — возможность ещё раз взглянуть на него со стороны и подумать, что пошло не так, где виноваты внешние обстоятельства, а где — вы сами, как эти выводы помогут сегодня.
В результате неудач рождается так много удивительных сервисов и продуктов. Не буду утомлять историями о пивотах Netflix и YouTube, лучше прочитайте вот эту — о самарском предпринимателе, который разорился на производстве аксессуаров для обуви и, чтобы станки не простаивали, начал выпускать ключницы, а потом деревянные карты. Он наладил продажи в 33 странах, а потом запустил новый продукт — деревянные пазлы.
***
Надеюсь, было полезно.
Если захотите написать о своём предпринимательском пути или пока не понимаете, что писать, но задумываетесь о продвижении бренда с помощью текста, — пишите.
то есть вы считаете, что написав "факап" вместо "проёб" каким то чудом придаст новизны и литературности? использовать табуированную лексику в статье стыдливо прикрываясь англицизмом. двуличная шляпа.
Назвать провал можно разными словами, суть от этого не изменится. Для придания литературности есть специальные приёмы.
потому что если писать про успешный успех, то никто в это не поверит) не бывает успеха без провала
увы, многие хотят делиться "прилизанными" историями(
признавать свои ошибки не стыдно
Тоже играюсь с GPT, но фактчекать за ней нужно внимательно: не всегда выдаёт точную информацию)