Исследование: гендерный разрыв в SMM в 2023 году
Система аналитики соцсетей и таргета DataFan и ведущий сервис отложенного постинга SMMplanner изучили гендерные различия в оплате труда, профессиональную самооценку и представления о дискриминации у SMMщиц и SMMщиков.
Медианные зарплаты
Средняя разница в оплате труда составила 20%: порядка 87 000 рублей у мужчин против 72000 рублей у женщин. На фоне существующего в России гендерного разрыва в уровне оплаты труда этот гэп не стал большим сюрпризом.
Любопытно, что порядка 30% представителей сильного пола ответили, что наименьший гонорар за SMM-проект в их карьере составил менее 3000 рублей. В два раза меньшее количество респонденток (15%) имело опыт проектов за такое скромное вознаграждение.
Эксперты связывают это с тем, что мужчины более склонны к риску. В данном контексте — выполнить бюджетный проект, который в дальнейшем может развиться в постоянную работу или способствовать карьере.
Самые высокооплачиваемые проекты, стоимостью более 51 000 рублей, достаются мужчинам несколько чаще, чем женщинам: ими похвастались 34% SMMщиков против 27,8% SMMщиц, соответственно.
Карьера и профессиональная самооценка
Среди респондентов-мужчин 28% руководителей, среди женщин — 12%. Эти показатели перекликаются с тем, как участники исследования определяли свой профессиональный уровень. SMMщицы реже SMMщиков оценивали себя как профи. Скорее всего, это связано с распространенной у женщин заниженной самооценкой и выбором в пользу “намеренной невидимости”.
Занятость и доход
Мужчины в среднем получают больше, но чаще женщин не удовлетворены своим доходом. Среди SMMщиков таких ответов было 52%, а среди SMMщиц — 42%.
По статистике, эта недовольство не зависит ни от количества проектов, ни от места работы. Как частные профи с 3-4 проектами, так и штатные SMM-менеджеры, независимо от пола, отметили, что доход их скорее не устраивает.
Дискриминация и роли
70% респонденток уверены, что в своей карьере не встречались с ущемлениями по гендерному признаку. Среди мужчин — 74%.
17% женщин не уверены, что испытывали дискриминацию, среди мужчин таковых оказалось только 9,3%. Кроме того, представители сильного пола чаще были уверены, что когда-либо пережили дискриминацию — 16,3% против 12,6% положительных ответов у женщин.
Вероятно, такое случается, когда проект связан с типично женской тематикой. Например, на бьюти-проектах с большей вероятностью по понятным причинам будут востребованы SMMщицы.
Алена Борщева, CEO DataFan:
“Нам пришлось потрудиться, чтобы опросить мужчин. В отличие от них, женщины отвечали охотно. Чтобы собрать ответы мужчин, мы задействовали таргетинг, републикацию и партнерские ресурсы.
Почему ответов мужчин в три раза меньше? Предположение такое: прежде всего, потому, что женщин в SMM на самом деле гораздо больше. Итоги исследования коррелируют с ранее полученными выводами коллег.
И, конечно, сам предмет исследования. В нашей стране отношение к феминизму очень неоднозначно, и потому опросы, касающиеся равноправия полов, не для всех комфортны”.
Методика исследования
Опрос респондентов осуществлялся с 6 февраля по 6 марта 2023 г. среди аудитории ВК и Telegram-каналов SMMplanner, DataFan, Pepper.Ninja и Workspace.
На вопросы анкеты ответили 159 женщин и 44 мужчины. Из них 78,5% в возрасте от 18 до 35 лет, остальные — старше. Преимущественно — жители столиц (42%). Для основной массы респондентов SMM — основная работа.
В блоке исследования по навыкам и должностям считали ответы только штатных сотрудников, исключая частных профи.
Подведем итоги
Доход женщин в SMM в среднем на 20% ниже, чем доход мужчин, они реже становятся руководителями, но при этом 70% из них убеждены, что не встречались с дискриминацией по полу. SMMщицы в большей степени удовлетворены своими гонорарами и реже коллег противоположного пола оценивают себя как профи.