И все же. Зачем нужны HR

В прошлой нашей статье вы поделились мнением об HR, где комментаторы сошлись на том, что это тупикая ветвь эволюции. Но мы не обиделись. И решили написать еще одну статью. Так как заметили, что вы не только рекрутеров не любите, но и своих работодателей. Ведь вы предлагаете им по сути заниматься просмотром тысяч резюме (в том числе трешовых) самостоятельно. Назначать встречи, тратить свое личное время на беседы, стараться понять мотивы каждого собеседника (переедет ли он через 2 месяца заграницу, или через полгода).

“Она не понимает код, о чем нам разговаривать?”

Да, мы не понимаем код. А вы понимаете, сколько на рынке недобросовестных работников, конфликтных людей, слишком разговорчивых или слишком молчаливых (у каждого PM свои причуды), не умеющих донести свою мысль адекватно, представить и доказать свое решение, неспособных работать в команде, нечистоплотных и ворчливых в конце концов?

Мы не проверяем ваш код (его смотрит тех.дир.), мы лишь находим людей с релевантным опытом и стеком, готовых рассмотреть предложение о работе в этом регионе и в этом офисе, и делаем несколько важных выводов во время беседы. Это ваша мотивация (деньги, проект, рост, коллектив), потенциал роста, заинтересованность в выполнении конкретно поставленной задачи. Это ваша реакция на стиль руководства (самостоятельность или готовность к микроменеджменту), эмоциональный интеллект (способность понимать других), гибкость и пр. Конкретно для этого и нужны все эти «странные» вопросы, но не все….

“Я не подошел по гороскопу или не понравился ее маме”

Да, мы тоже слышали эти грустные истории о странных психологических тестах на собеседованиях и натальных картах. Но поймите, в каждой профессии есть новички, дурачки и торчки . Профессия менеджера по найму относительно молодая, в ней нет однозначных правил и протоколов: каждый использует свои методы, у кого-то есть опыт, а кто-то его нарабатывает. Входной порог низкий, это правда: востребованность профессии (как бы вам не было больно это слышать) только растет, специального образования и утвержденных методик поиска соискателей, проведения собеседования, который должен изучить каждый рекрутер, тоже нет. Обучение происходит на месте, и здесь все зависит от наставника. Нам повезло попасть под крыло успешному HR-у с 11-летним опытом, кому-то повезло меньше.

“Они всегда звонят не по теме”

А вы давно в теме? Сразу стали senior, или начинали с junior? Мы знаем, что вам надоели нерелевантные предложения (спам). Нам тоже больно, когда пишут всем подряд айтишникам, которые даже под вакансию не подходят. Когда нет понимания, чем devops отличается от среднестатистического системного администратора, не видят по резюме разницы даже в технологиях под Windows и Linux. Когда не могут понять по стеку технологий, перечисленных в резюме, backend или frontend, чему отдает предпочтение разработчик. Больно, потому что страницы становятся закрытыми, негатив распространяется на всех HR, и потенциальных кандидатов на вакансию для нас тоже меньше.

Конечно, нужно поднимать профессионализм рекрутинга, в каждой компании и в целом по рынку. Квалификация сотрудников не успевает расти за изменениями на рынке, за бурным ростом технологий, за масштабным переходом оффлайн бизнеса в онлайн (e-commerce, веб и мобильные приложения), за цифровизацией промышленных предприятий и автоматизацией рутины.

“Роботы вас заменят, вот увидите”

Почему-то робот ни у кого из кандидатов не вызывает негатив, почему? может просто он бездушный и на него нельзя выплеснуть эмоции. Но ведь это автоматизированный рекрутер, задающий те же "бестолковые вопросы". На основе заложенного алгоритма проводит оценку кандидата, и ему все равно какой вы хороший и красивый, а вот рекрутер, кстати, может быть к вам более лояльным в этом случае. Никто же не говорит, что робот бесполезен, и лучше поговорить сразу напрямую с директором. Почему?

Или возьмем любую CRM - систему, тоже программа, оптимизирует работу руководителя, снимает с него рутину и позволяет быстрее оперировать информацией. Есть удобные, есть не очень. Есть положительные и негативные фидбеки по той или иной CRM. Но никто не говорит, что они не нужны, что бесполезны. Даже если CRM не покрывает своим функционалом все задачи ("не компетентна на 100%") - это воспринимается как норма, ничего, доработаем, в следующем релизе/версии - будет лучше.

Все тоже самое делает рекрутер. Так почему же к нему в отличие от робота и CRM столько негатива? Любой рекрутер снимает пласт рутины с руководителя. Любой рекрутер не появляется сразу идеальным, кстати, также как и ИТ-специалист. Начинают со стажера, младшего спеца и учатся, набираются опыта, также как и ИТ совершают ошибки. Профессиональные ИТ рекрутеры востребованы на рынке также как ИТ спецы. За них также высока конкуренция. Возможно, вам такие не встречались?

“HR-ы нам не нужны, мы и без них найдем работу в два счета”

Вот это правда. Мы знаем, что вам действительно очень просто найти работу тогда, когда она вам станет нужна, пробежавшись по вакансиям в телеграмме, hh, на моем круге или просто отправив резюме в компанию. Для разработчиков HR - это лишнее звено и это действительно так.

Хотя с внешними рекрутерами и кадровыми агентствами полезно поддерживать контакт, т.к. некоторые интересные вакансии не появляются в открытом доступе и предлагаются кандидатам уже знакомым, с которыми ранее была коммуникация. Или рекрутер может порекомендовать другому рекрутеру этого разработчика. А некоторые вакансии не открываются потому что, они тут же закрываются уже кандидатами из базы, которым просто звонят или на личную почту отправляют инфо и договариваются о выходе на работу.

HR-ы нужны руководителям компаний, чтобы нанять конкурентный персонал. Только в стартапе/маленьком проекте сейчас тех.дир компании может иногда сам заниматься поиском ИТ. В средних и крупных компаниях это не реально. У руководителей даже небольших проектов другие задачи. Он не может потратить весь день на поиск резюме и уточнение инфо по зар.плате, интересам и мотивации кандидатов. И кадровые агентства вынуждены подключаться к этому процессу, если горят сроки, а у внутреннего HR нет результата.

Пора бы уже ИТ-специалистам воспринимать рекрутеров как должное, как сотрудников, которые организуют работу по найму персонала в компанию, снимая эту задачу с руководителей отделов и компании, которые в свою очередь имеют возможность заниматься другими задачами.

Материал подготовлен рекрутинговым агентством в сфере IT, Digital - iD:HR

8
38 комментариев