Как избежать конфликта на работе: 7 советов для сотрудников

Как избежать конфликта на работе? Профессиональных конфликтов, к сожалению, порой не избежать. Потому что мы указываем другим на их ошибки, добиваемся своей правоты, отстаиваем свою точку зрения. И все это в условиях, когда не хватает ни времени ни ресурсов.

Как избежать конфликта на работе: 7 советов для сотрудников

Это очень неприятно и усложняет рабочий процесс, когда не все участники конфликта соблюдают трудовую этику.

В рабочей обстановке столкновение мнений и точек зрения — часть производственного процесса. И чаще всего эти стычки проходят быстро и вполне корректно: каждый понимает свою роль и нацелен на результат.

Из этого вытекает вывод, что в трудовых конфликтах скрыт компромисс, который нужно просто найти.

Но иногда нам приходится сталкиваться с теми, кто «играет грязно». То есть, используют в рабочей ситуации методы бытового скандала: переход на личности, завуалированные или прямые оскорбления, подмена понятий. И делают все, чтобы превратить конструктивный диалог в ссору.

В чем же причины возникновения конфликтов такого рода?

Мотивы агрессора

Многие люди, к сожалению, переживали чувство униженности, но не для всех оно прошло без последствий. А для некоторых этот опыт оказался разрушительным, например, если был получен в детстве от значимых для ребенка людей.

Этим людям свойственны подозрительность и стремление постоянно контролировать свое окружение. Их цель — никоим образом не допустить повторения унижения своей личности.

Это проявляется как обидчивость и склонность видеть враждебность от окружающих. Когда к такому человеку приходят с рабочими предложениями, он может в этом разглядеть попытку принижения его личности и профессионализма.

Налицо конфликт, но не интересов, а разных представлений о ситуации. С одной стороны, один из участников считает, что речь идет о рабочих моментах, которые нужно обсудить и продолжать двигаться дальше. А другой полагает, что его честь и достоинство в опасности. И поэтому немедленно начинает их отстаивать. Унизив или обидев «оппонента».

Цель агрессора — найти слабое место собеседника и задеть за него

Агрессор имеет большой арсенал средств, чтобы задеть человека за живое:

  • гендерные стереотипы (женщины ничего не соображают);
  • возрастные признаки (молода еще, чтобы указывать);
  • намеки на некомпетентность (понабрали по объявлению);
  • чья-то протеже (папочка пристроил).

Такие высказывания могут быть грубыми и прямыми, также и завуалированными, но не менее обидными. Для агрессора нет запретных тем. И рано или поздно он добивается своего: задев чувствительную струну собеседника. И как следствие, конфликт перетекает из рабочего в бытовой.

Если вы хоть однажды ответите на оскорбление или покажете, что вы задеты, агрессор может праздновать победу. То есть, рабочая тема закрыта и результат нулевой, но нервы потрепаны и унижено человеческое достоинство.

Есть только один способ выйти из подобной ситуации с честью: не входить в нее. Но, мы не говорим об избегании конфронтации.

Путь решения профессионального конфликта — последовательное стремление удержать ситуацию в рамках рабочих переговоров.

Даже если ваш оппонент норовит вас обидеть или задеть, вы не должны на это вестись. Ваша задача — добиться результата. И только это имеет значение. Для этого, в первую очередь, необходимо держать себя в руках.

Как избежать конфликта

Если вы потеряли контроль над собой — вы потеряли все. Манипулятивное поведение направлено на то, чтобы вызвать у вас эмоциональную реакцию, заставить вас вести себя агрессивно или, напротив, защищаться. Если мы теряем самообладание, мы делаем именно то, чего от нас хотят манипуляторы. И проигрываем, поскольку вступаем в игру, выиграть в которой невозможно. Самоконтроль обязателен, и это именно контроль поведения. Вы можете разозлиться или расстроиться, если таков ваш выбор, но за поведением своим нужно следить.

Роберт Бэйкел — психолог из Университета Торонто

7 способов, как можно избежать конфликта

1. Не отвечайте в конфликте

Сначала подумайте, как разобраться с ситуацией, не вступая в конфликт. Испытывая и вызывая минимум негативных эмоций. Только потом действуйте.

Это означает, что вы должны позаботиться не только о своих чувствах, но и о чувствах вашего собеседника. И пусть он ведет себя неподобающе, помните, что он человек. Ему также может быть больно. Или ему больно прямо сейчас, но вы не являетесь тому виной, в ваших силах не усугублять его страдания.

2. Обратите внимание на громкость и скорость вашего голоса

Человек на эмоциях склонен говорить быстрее и громче, заставляя собеседника тоже повысить голос. Чем быстрее речь, тем в ней меньше мысли и тем больше шансов сказать что-то непоправимое. Не спешите. Взвешивайте и обдумывайте свои слова.

3. Возьмите тайм-аут

Мы не призываем уклониться от конфликта, а при возможности отложить его. Если видно, что ваш противник кипит от злости и переполнен негативными эмоциями, предложите ему перенести разговор. Так вы получите время и получше подготовитесь к беседе, а собеседник — успокоится и остынет.

А если конфликт происходит на глазах коллектива, может быть кто-то использует свое влияние, чтобы утихомирить агрессора.

4. Не рискуйте

Бывает так, что мы думаем будто хорошим приколом или убийственным аргументом можно закончить конфликт. Но это редко срабатывает, а иногда и вовсе усугубит ситуацию. Не рискуйте и будьте корректны.

5. Ориентир на результат

Мы добиваемся того, на чем сосредоточены. Если вас провоцируют на конфликт и ведут себя агрессивно,то у вас есть два варианта развития событий.

Первое, вы можете в ответ сыпать оскорблениями и тогда их станет больше.

И второе, можно перевести беседу в конструктивный разговор, оставив провокации и оскорбления. И это приведет к главной рекомендации.

6. Не ведитесь на приманку, чтобы избежать конфликта

Под приманкой подразумеваются слова, у которых цель вывести вас из самообладания, чтобы вы потеряли контроль над собой и над ходом беседы в целом.

Выйдя на эмоции, можно сказать, вы попали на приманку и отдаете бразды правления в руки человека, который точно не будет и не хочет соблюдать ваши интересы.

Все оскорбления, ругательства, расистские и сексистские замечания призваны отвлечь вас от сути рабочего конфликта.

Ответ на приманки прост: «Я понимаю, что вы расстроены и огорчены, но работа должна быть выполнена»

7. Не поддавайтесь, чтобы избежать конфликта

Не опускайтесь до уровня агрессора, не отвечайте ударом на удар. Просто не показывайте виду, что вы заметили этот удар. Самое главное — гнуть свою линию.

Вывод

Следуя этим советам,чтобы избежать конфликта, вежливый, воспитанный и адекватный человек выйдет победителем из трудового конфликта с агрессивным манипулятором.

Помните, что раз конфликт рабочий, то и ведите себя должным образом, этично. Не позволяйте себе опускаться до уровня быдла.

В конце концов, вам с собеседником вместе не жить и по окончании рабочего дня, вы разойдетесь по разным адресам. На работе должны быть только рабочие цели и интересы.

Поддержите проект и читайте нас на

нашем сайте, подписывайтесь на

Telegram канал «connectworks»,

Подсайт «connectworks» на VC

Автор: редактор connectworks Евгения Щукина

77
10 комментариев

Здесь все должно быть на интуиции, в противном случае если будешь следовать подобным советам, рискуешь поиметь себе еще больших проблем чем конфликт на работе

3
Ответить

Само собой, что ситуации бывают разные, но чаще всего достаточно этих методов!

2
Ответить

Вы правы, конечно же нужно действовать по ситуации. И полагаться на свои чувства и ощущения.

1
Ответить

Отличная статья, обязательно буду пользоваться описанными советами)

2
Ответить

Рады, что вы находите полезную для себя информацию в наших материалах!

2
Ответить

Спасибо большое, будем продолжать работать в таком же ключе.

1
Ответить

Основная мысль статьи - неучаствуй?!
Встечал такое...

1
Ответить