Блестки, спорт и креатив: из чего сделана забота о команде в Eggsellent
Eggsellent славится не только крутыми пашотами, но и командой, которая окружает гостей заботой и делает любой завтрак праздником. О том, как создать команду, которой не все равно, причем тут деньги и Fitmost рассказали Света Михалева и Полина Юрова, основательницы кафе завтраков Eggsellent.
Возможность расти
Сейчас у нас работают 50 человек: это офис и сотрудники кафе. У нас есть базовые вещи, которые вряд ли кого-то удивят: оплачиваемый отпуск, больничный, премии, KPI и бонусы. Есть мини-штучки, присущие нашему бизнесу: бесплатная еда, кофе, скидка на меню. Два раза в год мы проводим корпоративы, дарим подарки от компании. Кстати, у нас нет штрафов.
Самая большая моя мечта, ― чтобы мы успевали расти вместе с ребятами и чтобы у каждого была возможность делать что-то крутое в команде.
Обычные алгоритмы развития сотрудников нам не подходят, поэтому мы придумали свою систему:
- Даем задачки на развитие
Мы постоянно растем и у нас появляются задачки, под которые нанимать специальных людей сложно и дорого, ― но мы можем предложить их сотрудникам за дополнительную оплату. Ребята получают больше денег и возможность роста, а мы закрываем актуальные направления и не раздуваем штат.
- Возможность подзаработать
Например, ребята из отдела доставки помогают интернет-магазину обрабатывать заказы в пиковые периоды: 14 февраля, 8 марта, Новый год. Мы вряд ли сможем себе позволить содержать дополнительных сотрудников в течение всего года, но усиление магазина в это время окупается.
- Можем придумать должность под человека
Мы можем придумывать должность под человека, например, наш управляющий в Бамбуле сейчас отвечает за продакшн необычных штук: он разбирается, как оклеить машину баннером, или напоминать архитектору, что важно прислать расчет плитки.
Комитет по улучшениям
У нас есть чат, который называется «Комитет по улучшениям», где каждый может поделиться своими мыслями о том, что хотелось бы еще сделать в кафе ― и у сотрудников есть возможность развивать и внедрять идеи: так, шеф петербургского кафе придумал меню на всю сеть.
Мы постоянно обмениваемся идеями: вот Света в чате предложила сделать карточки на секс и мы думаем, как их докрутить для нашего кафе. А еще мы можем согласовать идею за 15 минут, новичков эта свобода, кстати, изумляет больше всего: «А что, так можно было?».
Я не хочу в компании придумывать все сама и очень радуюсь, когда коллега подает офигенную идею. Я говорю «Вау, классно, давай вместе делать!» ― и мне гордо, что человек смог придумать классную штуку, работая у нас.
Маникюр как корпоративный спорт ― это ок?
У нас есть корпоративный спорт, причем эта традиция появилась случайно, не то, чтобы мы как-то к ней подошли вдумчиво или специально: все началось с увлечения Светы большим теннисом.
Летом 2021 года я играла в большой теннис в парке и это доставляло мне такое огромное удовольствие, что я подумала: «Как здорово было бы команду привести!». Тогда я оплачивала себе корт и, чтобы он не пропадал, пока я в отъезде, отдавала его команде.
Потом мы играли в Парке Горького на песке в бадминтон и волейбол. Когда команда выросла, мы поняли, что нужно более структурно к этому подойти: сначала пошли вместе на сайкл, потом на танцы. Еще как-то был бег: мы даже пробежали десятку на Московском марафоне, нас узнавали по фирменным футболкам, было приятно.
А потом стало понятно, что все хотят разного. На танцы ходят только 10 человек, сайкл не всем подходит, потому что мы и так целый день на ногах. Так у нас появился Fitmost, чтобы каждый сам определился, куда им хочется: в бассейн, на бокс или на йогу.
Fitmost начинался вообще как корпоративный спорт: вот вам абонемент, ходите, куда захочется. Потом мы посмотрели статистику, оказалось, что самым востребованным направлением стал массаж. Еще востребован маникюр, и это круто: руки важная часть сервиса, гостю должно быть приятно есть еду из рук, которые ее приготовили и поставили на стол.
Прихожу я как-то в кафе, а там Зиля, наша официантка и у нее все ногти в блестках. А у нас Новый год в кафе, это прям в тему ― да и в целом мы всегда про блестки. Я говорю: «Диля, вот это у тебя маникюр, очень крутой!». И она говорит: «А я решила не ходить на спорт, а выбрала маникюр».
Так же, как и давать гостям попробовать разные вкусы, нам интересно, чтобы сотрудники с нами могли испытать что-то новое. Здорово, что Fitmost дает возможность попробовать в том числе всякие необычные штуки, а вместе с коллегой это еще и весело.
Зачем тратить деньги на команду?
Поскольку мы делаем бизнес, для нас важны цифры.
Конечно, нам нравится дарить людям счастье, видеть улыбки сотрудников, слушать благодарности. С другой стороны, мы понимаем, что лояльность сотрудников влияет на все: на сервис, на атмосферу в кафе ― и в итоге на прибыль.
- Повышает уровень сервиса
У нас очень эмоциональный бизнес, поскольку мы работаем с впечатлениями. Поэтому у нас достаточно высокие стандарты обслуживания, мы следим за всеми мелочами, из которых складывается опыт наших гостей. Для нас важно, чтобы сотрудники сами понимали, что им тоже здесь выгодно оставаться: и из-за денег, и из-за отношения ― и показывать максимум в работе.
- Дает ресурс для заботы о гостях
Мы все люди и все имеем право на плохое настроение, но в кафе и в ресторанном бизнесе цена хмурого или «замыленного» взгляда высока. У нас есть даже директор по сервису, в обязанности которого входит отлавливать такой взгляд у официантов и искать причину. Мы всегда приходим к какому-то решению: кто-то берет день на отоспаться, кому-то просто хватает разговора, кто-то идет на тренировку. Забота дает ресурс: проявлять внимание к гостям проще, если знаешь, что тебя тоже любят.
- Решает проблему текучести
Текучка плоха не тем, что некому работать, а тем, что у тебя работает тот, кто тебя пока не понял. Если мы не заботимся о сотрудниках, то мы ничем не отличается от рядового кофе. Получается, что все, чем мы можем удержать людей ― это зарплата, но мы точно не совпадем по ценностям с теми, кому важны только деньги.
А еще новички ― всегда стресс для всей команды. Когда создаешь комфортные условия и все друг друга знают, давно работают вместе ― это хорошо сказывается на эмоциональном климате.
Кстати, иногда мы делаем штуки для HR по бартеру. К нам приходит много запросов на коллаборации, среди которых есть фонды, мастерские, локальные бренды, с которыми не удается сотрудничать с точки зрения публичных проектов, но мы можем предложить придумать что-то для команды. Так мы организовали для ребят занятие керамикой и рассказали об этом в сторис.
Терапия: за и против
В сентябре мы заменили корпоративный спорт психологом, потому что тогда казалось, что терапевт был важнее. На самом деле, если бы у нас была возможность, мы бы оплачивали и терапию, и спорт. Но, поскольку пока у нас нет большого фонда, мы выбираем то, что более востребовано.
Вообще запрос на терапию был давно, но мы не брали это предложение в работу, поскольку я считаю, что психолог ― очень индивидуальная и даже немного медицинская штука, до этого нужно дозреть. А еще целом у нас хорошая атмосфера в кафе и классные гости, поэтому я не вижу смысла в регулярной корпоративной психотерапии.
Но сентябрь будто выдернул людей из жизни. Мы почувствовали, что сейчас помощь психолога необходима: сложно дарить людям радость и счастье, когда близким грозит опасность. Очень важно с кем-то поговорить и поплакать. Так что мы выбрали терапию и отправили туда ребят.
Потом через пару месяцев, когда напряжение немного спало, спросили ребят, что для них сейчас важно, и выяснили, что спорт востребован больше. Поэтому вернули Fitmost.
Пара сотрудников продолжили терапию: для них мы попросили корпоративную скидку.
Нужно ли «продавать» сотрудникам корпоративные «плюшки»?
Обычно проблем с вовлечением у нас нет, потому что сначала мы спрашиваем, что ребятам будет интересно, а потом делаем. Но, конечно, косяки случаются и у нас, особенно, когда мы решаем причинить добро.
В апреле мы открываем второе кафе на Ефремова, 19. Там у нас будет своя пекарня: будет хлеб и необычная классная выпечка.
Поэтому мы, не спрашивая, сделали обязательную программу обучения по выпечке для ребят, чтобы они могли в любой момент подменить пекаря. Да и в целом ― кто не хочет научиться делать хлеб, это же так круто!
В итоге недешевое обучение стало проблемой, хотя мы уже и структуру поменяли, и выделили оплачиваемый рабочий день, чтобы сотрудники могли пройти все этапы ведения теста.
Кажется, ребятам это не очень нужно, но сказать об этом они боятся. Скорее всего, проблема в том, что мы не подчеркнули ценность и сделали достаточно дорогое обучение обязательным для всех. Это наша ошибка, над которой мы будем дальше работать.
С хлебом, кстати, все хорошо. У нас будет шеф-пекарь и уже стоит классная печка. Так что крутой выпечке быть. Приходите на открытие 🙂