Делаешь стартап, или все-таки IT-бизнес?
В одном из бизнес- чатов получилась интересная переписка, вызвавшая много положительных отзывов, решил, что будет полезно более широкой публике.
Запрос изначально был связан с поиском инвестиций в направление, связанное с работой с малым бизнесом, на что я сделал ссылку на одну из своих старых публикаций из канала на эту тему:
Работа с малым бизнесом - часто самая большая стратегическая ошибка предпринимателей
Часто предприниматели начинают продавать в SMB, поскольку там меньше сопротивления для старта.
Иногда такой способ выхода на рынок оправдан, но чаще оказывается, что решение было принято не обдуманно и ошибочно.
На заметку тем, кто задумывается о стратегии выбирая между SMB и SME/Enterprise:
Минусы работы с SMB
⚡Высока вероятность медленной смерти проекта. Слишком просто найти первых клиентов, которые будут восхищаться твоим продуктом. Легко попасть в ловушку ожидания: «Ура, я все делаю правильно!». На самом деле - платящих клиентов крайне мало, а быстрого роста их числа не происходит. Так предприниматель становится ремесленником с колоссальной ответственностью, минимальными доходами и отсутствием серьезных вызовов, которые позволяют развивать компетенции. А проект медленно умирает.
⚡Привлечение клиента стоит дорого, а денег он приносит крайне мало - сходимость юнит экономики часто под большим вопросом;
⚡Большое число маленьких клиентов, которые платят мало но часто «выносят мозг»;
⚡LTV по клиентам низкий, так как значительный процент клиентов банкротятся, переезжают, меняют сферу деятельности и проч.;
⚡Поддержка большого числа клиентов сильно увеличивает расходы. (Нужно тратить много ресурсов, например на хелпдеск)
⚡Высокая конкуренция (большинство предпринимателей почему-то не понимают очевидных минусов работы с этим сегментом, поэтому данный сегмент обычно сверх конкурентный);
⚡Нет шансов одним контрактом получить выручку, позволяющую компании прожить на нее 1 год и больше, что не редкость в работе в крупными корпоративными заказчиками;
⚡Мало шансов познакомиться с людьми более высокого уровня. Когда продаешь таким же как ты, мало чему учишься в процессе.
⚡Коллектив чаще всего не супер высокого класса из-за того, что нет крупных интересных проектов и нет возможности нанимать супер специалистов на достойные условия.
⚡Сложнее растить компанию, как актив с возможностью дальнейшей продажи.
Плюсы работы с SME/Enterprise
💡Если проект не пошел, то закрытие скорее всего произойдет быстро. Не будет ситуации, когда небольшие продажи дают надежду на будущий рост бизнеса;
💡Стоимость привлечения клиента в 2-3 раза выше чем SMB -клиента, но чек в десятки, а то и сотни раз выше;
💡Продав продукт крупной компании в одном регионе, например в РФ, есть шанс продать во все страны присутствия корпорации - может принести сотни тысяч долларов;
💡Логотипы крупных компаний среди клиентов на сайте - очень убедительный аргумент.
💡Проще получать инвестиции на проект (юнит экономика сходится гораздо быстрее, чем с SMB);
💡Интереснее коммуникация с клиентами - более высокий уровень ведения переговоров (хотя и геморроя тоже больше);
💡Внутренние сотрудники компании для работы с SME/Enterprise гораздо более высокого уровня - интереснее коллектив;
💡Больше шансов в перспективе продать компанию.
Плюсы работы с SMB
💡Проще стартовать свою предпринимательскую деятельность;
💡Если делаешь SaaS и тебе удалось показать сходимость юнит экономики на большом рынке, то будет стоять очередь из инвесторов в такой проект (райне мало вероятный исход)
💡Относительно просто сделать быстрый старт проекта и выйти на окупаемость
💡Проще выстроить систему, в которой владелец не участвует в продажах - продавать в SMB могут успешно и наемные сотрудники.
Минусы работы с SME/Enterprise
⚡Больше затрат на старт;
⚡С высокой долей вероятности 80% объема продаж будет лежать на фаундере;
⚡Значительно более длинный цикл сделки;
⚡CAC выше чем в SMB;
⚡Реализация задачи как правило более сложная, как следствие, больше шансов зафакапить проект;
⚡Больше неизвестных в процессе, нужно постоянно держать руку на пульсе в крупных проектах;
⚡Клиенты уводят сотрудников;
⚡Клиенты чаще подают в суды и, имея более дорогих юристов, чаще побеждают;
⚡Клиенты имеют более жесткие условия и достаточно сложно спорить с профессиональными юристами, чтобы прогнуть корпорацию на то, что нужно тебе.
Вот какой взгляд на этот вопрос с другой стороны:
Пишет @TimSokolovsky:
Вот теперь у меня сложилась картинка, чего ты чуть ли не на каждом митапе проповедуешь идею бизнес-моделей в крупном B2B. Отдать 3 года, вкладываясь в идею, не получить результат, да еще и с твоей огненностью - я бы, наверное, по итогу тоже такую позицию начал занимать, и послал бы этот мелкий B2B и B2C ко всем чертям :)
Только вот к интересному выводу прихожу касательно себя в последнее время. И именно в последнее, так как долгое время все хотел выйти сначала с уровня восьмирукого операциониста на уровень стратега в бизнесе, затем - визионера, работать на капитализацию и прочие вот эти плюшки.
Как вот совсем неожиданно и совсем недавно начал понимать, насколько мне все-таки прям кайфово быть на фронте, чувствовать себя именно ремесленником, повышать свое мастерство. Когда деньги это по-прежнему прикольно, но жизнь уже не крутится вокруг них, а просто кайфово заниматься любимым делом, какие бы в нем не были успехи, неудачи, и сколько бы еще лет не пришлось идти до заветной цели (даже зная, что могу ее никогда и не достичь) - все это становится не важным.
Просто кайфово делать любимое. Вот так вот общаться с клиентами, делать стратегии, воплощать их с командой таких же крутых ремесленников - и наблюдать волшебство. И осознавать, что я в этом - и есть волшебство. ✨
P. S. Я вовсе не хотел сказать, что я против крупного b2b, или что в нем нельзя чувствовать волшебство. Просто на фоне вот этого вот повсеместного тренда, где инвестором с пассивным доходом почему-то стало быть "круче", чем ремесленником у своего станка, решил чутка разбавить и просто произнести вслух для самого себя тут (и для всех тех в этом чате, кто тоже все бежит не к тому, что истинно их, веря в эти узколобые тренды), что главное - чтобы был в кайф в процессе. А в каком именно и на какой позиции - не имеет никакого значения. Всех обнял. ❤
Продолжение переписки (мой ответ)
Я бы резюмировал так - если ты планируешь работать с SMB, работай, если это приносит тебе удовольствие и кормит.
Но тогда а просто развивай свой малый бизнес, без инвесторов, или как минимум без венчурного подхода. Пока не созреешь. Нужны деньги- продай долю в 35% за $50k, взяв под личное поручительство. Это будет по честному.
Это как открыть ресторан. Можно на нем нормально зарабатывать. Не бегают же все рестораторы мира с мыслью, как франшизу продать.
Проблема в том, что многие воспринимают зачастую очень обычный, тривиальный IT -бизнес как стартап. Или думают, что они созрели, но это не так . В этом кроется неадекватность.
«мы сделали софт по автоматизации заправок» - мы стартап
«Мы сделали софт, который помогает размещать рекламу у блогеров» - мы стартап…
Не стартапы это все. Это просто маленький it бизнес. И если ты сделал такой софт и не окупаешься, то значит в твой «ресторан никто не ходит- разбирайся с кухней, а не ищи инвестора, чтобы сделать новый интерьер»
Примеры адекватного подхода можно наблюдать прямо сейчас, когда на основе chat gpt появились сотни IT- БИЗНЕСОВ (не стартапов), которые просто решают твою проблему.
Они занимаются продажами и растят чистую прибыль, а не бегают по инвесторам, чтобы закрыть раунд.
Поднимать раунды, стартапить - это чаще просто неадекватная позиция тому, что представляет из себя фаундер, команда, идея и рынок в котором они работают.
Стартап - это как 300 спартанцев или как несколько олимпийских чемпионов - прежде всего выдающиеся люди, превосходящие всех, кого они окружают на этом рынке на 3 головы. (Не по выручке, а по компетенциям, амбициям, пониманию деталей). Поэтому возникает энергия занимать чем- то бОльшим.
Но чаще всего команда не умеет элементарно зарабатывать деньги на своих it услугах и при этом фандрайзят под идею, в которой очень слабо разбираются. Это просто неадекватный подход.
Я надеюсь, наша коммуникация тут помогает поднять уровень адекватности.
P.S. Неадекватность в данном случае не оскорбление. Это просто факт отсутствия понимания реальности. Я сам супер неадекватный по большинству вопросов, иначе у меня было бы $100M на счету.
Поиск элементов своей неадекватности это ежедневная работа..
Да, Вов, классно с тобой побеседовали, и хороший материал по итогу получился ❤️
Server Message Block?