Монетизация мессенджера: кейс Line
У всех популярных мессенджеров в России — WhatsApp, Viber, Telegram — практически нет выручки. Но оказывается, на мессенджерах можно много зарабатывать. Рассказываем историю лидера Японии.
Line — самый популярный мессенджер в Японии. Сегодня он девятый в мире по числу пользователей и четвертый по выручке. Впереди только пара китайских гигантов: Wechat и QQ Mobile, и Skype. Line примечателен взрывным ростом (100 млн пользователей через полтора года после запуска) и диверсифицированной моделью заработка. На сегодня Line в России заблокирован Роскомнадзором.
Line был запущен в 2011 году как приложение для уведомлений при землетрясениях, но вскоре трансформировался в полноценный мессенджер. В 2012 году создатели начали развивать экосистему Line: появилась лента друзей, блог, новостной портал. Line начал трансформироваться в гибрид мессенджера и социальной сети и развивать экосистему дополняющих продуктов.
Вообще зарабатывать на продукте с аудиторией более 100 млн человек кажется очевидным. При этом половина мессенджеров из 10 крупнейших либо практически ничего не зарабатывают, либо убыточны. Whatsapp на заре своего существования в некоторых регионах пробовал монетизацию «в лоб» и брал плату за скачивание, но постепенно отказался от этого и стал полностью бесплатным, сделав ставку на рост аудитории.
Facebook Messenger появился как бесплатный придаток к Facebook и начал зарабатывать на рекламе только в середине 2017 года. Viber не особо успешно пытался зарабатывать на стикерах. Телеграм вроде должен начать зарабатывать на блокчейн-платформе TON.
У каждого азиатского мессенджера, помимо, собственно, мессенджера, есть своя экосистема, линейка комплементарных продуктов, которые и приносят выручку. Плюс в том, что выручка диверсифицируется по множеству юнитов, интегрированных в одно приложение. Получается экосистема продуктов вроде «Яндекса», только встроенная в мессенджер. Первым этот подход опробовали китайцы (WeChat и QQ Mobile), затем успешно скопировали японцы (Line) и корейцы (Kakaotalk).
Вот неполный список источников выручки Line:
- Реклама: у Line есть собственная рекламная платформа, несколько видов интеграции. На сегодняшний день — ключевой источник доходов.
- Стикерпаки: большинство стикеров в мессенджере платные, многие анимированные. Стикеров в японском стиле и выглядят нереально круто.
- Line Friends: серия персонажей из стикеров внутри мессенджера. Япония славится любовью к няшным персонажам, и некоторых удачных героев стикеров начали монетизировать. Выпущены кучи мерча, манги, анимэ, игр и прочего контента про «друзей Line», есть тематический парк, магазины, кафе, отели.
- Line Pay: собственный встроенный кошелёк. В 2018 году через Line Pay прошло транзакций на сумму более $9 млрд.
- Manga: в Line встроен каталог японских комиксов, в том числе с уникальным контентом/
- Line Music: стриминговый музыкальный сервис (аналог Apple Music). Сервис интегрирован в мессенджер, музыкой можно делиться в сообщениях.
- Line Taxi: сервис такси по модели Uber, также как и остальные сервисы интегрирован в приложение, такси можно вызвать сообщением и оплатить через Line Pay.
Также команда Line в разное время и в разных регионах экспериментировала с внутренним сервисом доставки еды из ресторанов и видеостриминговым сервисом.
Похоже, в отличие от западных мессенджеров, японцы решили запихнуть в свой продукт как можно больше дополнительных сервисов. Самое интересное, что стратегия работает: и выручка, и прибыль Line стремительно растет. Но с другой стороны продукт получился «чересчур японским» и сейчас достаточно тяжело растет за пределами Японии.
"Большинство стикеров в японском стиле и выглядят нереально круто. "
Пользуюсь LINE с тех пор как он вышел и мне до сих пор не по себе когда их вижу. К слову, так выглядит предустановленный и самый ходовой набор стикеров LINE
Как Вы им пользуетесь, когда мессенджер у нас забанен?
Комментарий недоступен
ИДЕАЛЬНАЯ модель монетизации была у WhatsApp до продажи его цукербергу — 1 доллар в год и при этом никакой рекламы, игр, стикеров, сторис и прочей лабуды. Только мессенджер.
Очень досадно, что эта затея была свёрнута. Мне думается, что в наше время, когда быстрые и удобные приложения имеют тенденцию превращаться в неповоротливые монструозные комбайны, такой подход имеет заметные шансы на успех.
Есть немало психически здоровых людей, которым нужны только сообщения и звонки (ну может ещё видеозвонки). Ватсапп с его аудиторией мог бы дополнительно закрепить такой подход в монетизации и разработке приложений.
А бонусом бы ещё дополнительно отсеклись люмпен-юзеры, что тоже неплохо.
1 доллар в год с 1 человека - это очень мало. Этот же самый человек может потратить 20 долларов за год. Поэтому нет, у Line модель лучше.
Думаю, что при такой монетизации аудитория бы упала раз в десять минимум. Несмотря на то что доллар в год это почти бесплатно. А количество пользователей для мессенджера критично
Почти все стикерпаки платные. Можно купить за деньги, а можно за поинты. Поинты можно заработать, подписываясь на спам, просматривая рекламу.
Сам месенджер тормозной, глючный и загажен всяким шлаком донельзя. Но в Азии все от него в восторге, а его проникновение в обыденную жизнь очень глубоко. Все компании и госструктуры имеют аккаунты и ботов в лайне.