Есть ли шанс у российской текстильной промышленности работать на экспорт: мнение практика
После падения курса рубля в 2014 году стоимость товаров, производимых в России, резко снизилась, и у отечественных производителей текстиля появился совершенно реальный шанс экспортировать продукцию не только в страны СНГ, но и на более интересные и доходные рынки Западной Европы.
Шансом этим мы пока пользуемся не очень успешно, хотя уже прошло почти 5 лет «на раскачку».
Давайте обо всем по порядку.
Почему этот шанс реален, а не призрачен?
Возможно вас это шокирует, а возможно и не очень, но стоимость труда, например, минимально квалифицированных вьетнамцев на данный момент равна стоимости труда россиян. Проверено на личном опыте при ведении переговоров с вьетнамским агентством по подбору рабочего персонала. Основным инстинктом большинства россиян, правда, в этом случае является подсознательный отказ даже думать на эту тему (ну как наши рабочие могут зарабатывать как вьетнамцы, кошмар какой…). Тогда как можно было бы срочно воспользоваться этой ситуацией в коммерческих целях.
Стоимость сырья в свою очередь приблизительно одинакова, так как хлопок закупается за доллары на одних и тех же площадках.
Стоимость доставки морем из Китая и автотранспортом из РФ также приблизительно одинакова, но вот скорость доставки в 4 раза быстрее. Это серьезное конкурентное преимущество.
Импортные пошлины в Европу для РФ и стран Азии, за исключением Бангладеша, одинаковы. На выходе закупочная стоимость некоторых категорий, для производства которых у наших фабрик есть оборудование, скажем, дешевых носков или полотенец Made in Russia, сейчас можно приравнять к стоимости такой же продукции Made in China.
Потребность в дешевых товарах существует и в Европе, не стоит идеализировать ее с экономической точки зрения. А чтобы в этом не сомневаться, можно ознакомиться со статистикой импорта из Китая и других стран: https://www.knittingindustry.com/eu-trade-in-textile-and-clothing-goods-goes-up-in-2015/
Мы можем конкурировать, правда, не очень-то и хотим, и не совсем умеем.
Не хотим, потому что сами в себя не верим. Общественная дискуссия идет преимущественно на тему импортзамещения. Это неверно. Мы не сможем заместить все виды текстильной продукции даже в ближайшие лет 20 (без возврата к имиджу советского человека). Стоило бы оперативнее сконцентрироваться на тех секторах, где у нас достаточно компетенций и конкурентного потенциала уже сейчас, и развивать их как для внутреннего, так и для внешних рынков.
Какие это товары? Нижнее белье, носки, домашний текстиль. Белорусы все это экспортируют, в Европу.
Мы пока пытаемся только отдельными, очень разрозненными силами. И почти никто «свыше» не считает нужным мотивировать наших производителей, а тем более спонсировать участие в профильных выставках и обучение сотрудников (имеют место отдельные инициативы Союзлегпрома: https://www.souzlegprom.ru/ru/press-tsentr/tochka-zreniya/3863-viktor-evtukhov-vystupil-na-otkrytii-rossijskoj-nedeli-tekstilnoj-i-legkoj-promyshlennosti-2019.html, но вряд ли многие о них знают).
Потом, извините, а как мы научимся производить продукт, конкурирующий с зарубежным, если практики работы на зарубежные рынки нет совсем? Китайцы учились, пока западные закупщики предъявляли им жесткие требования по качеству продукции. Переняли опыт. А сейчас по уровню профессионализма уже превзошли учителей.
А почему не умеем? Развиваться на данном этапе нужно в трех направлениях – технология производства, дизайн и сервис. Все три проблемы преодолимы.
Был период, когда наши повара умели готовить только по рецептам советских техникумов. Сейчас в ресторанах со вкусной, разнообразной и совсем не советской едой недостатка нет. Рынок простимулировал развитие. Приезжали иностранные специалисты, проводили мастер-классы. С текстилем то же самое. Не устроит западного закупщика финишная обработка ткани, он покажет и расскажет, что ему нужно, и через 3-4 попытки у технолога получится. Не отгладят носки в соответствии с западными стандартами, и заказчик заставит отгладить и упаковать заново всю партию. Фабрика, возможно, потеряет в процессе часть своей прибыли или опоздает с поставкой и заплатит штраф. Но научится. Что поделаешь? Иначе никак.
Дизайн и стилистическая составляющая. К сожалению, на общенациональном уровне в России пока не очень приняли систему сезонной моды, традиционную для всех западных стран. Большая часть населения продолжает мыслить категориями «ярко и нарядно», «симпатичный оригинальный дизайн», хотя дизайн может быть из 10 лет назад и в сегодняшнем дне смотреться довольно странно. Неважна модная составляющая нашим людям, красота оценивается по другим критериям. Имеют, кстати, право. Вот только дизайнеры, ориентируясь на спрос в России, недостаточно практикуются в разработке актуальных сезонных коллекций, которые были бы интересны и для зарубежных клиентов. Некий замкнутый круг, который можно преодолеть только открытостью менталитета всех россиян к мировым модным тенденциям. Мода, это та отрасль, где, идя своим путем, скорее всего просто заблудишься.
Простой пример из практики. Во всем мире последние пару лет была в моде тема пальм. Они везде – на футболках, сумках, блокнотах, обоях. Уважаемая фирма-производитель полотенец, лидер российского рынка. Почему их нет на ваших полотенцах? Что может быть проще и актуальнее для полотенец? Что у вас вместо этого? Уже прокомментировала выше.
Хотя, конечно, профессиональные дизайнеры, которые уже сейчас могут понимать потребности западных клиентов и качественно отрабатывать их заказы, у нас есть. Сконцентрированы они как правило в Москве и других крупных городах. Но и в Иваново при желании их можно привлечь соответствующими компенсационными пакетами, не отрицая важности их роли в генерации продаж.
Еще один момент, который подтверждает наличие у нас человеческих ресурсов для дизайна. За последние несколько лет возникало ну просто огромное количество дизайнерских брендов, основанных различными девушками, отучившимися в европейских дизайнерских школах. Неплохих. Но они приходят и уходят, потому что у них нет своей производственной базы, а отшивать за рубежом дорого. Им бы посмотреть на ситуацию с другой стороны и объединить усилия с нашим производством. Отталкиваться от возможностей нашего производства. Т.е. сделать модную коллекцию нижнего белья вместе с фабрикой X, а не бесконечные total look по европейскому образу и подобию, которые негде производить и на которые нет спроса. Возможно, это не так гламурно, и мечтали они не об этом, когда учились в Лондоне, но в этом по крайней мере есть коммерческая целесообразность.
Сервис. Китайцев мы традиционно склонны считать не слишком умными и от природы не склонными к креативному мышлению. Бывает, но только если вы работаете с очень маленькой фабрикой, и сотрудник плохо говорит по-английски. В целом, в сервисе они большие молодцы. Они быстры, исполнительны, работают по ночам и по субботам, разбираются в технических особенностях продаваемого продукта, а за десятилетия экспортной практики накопили колоссальный опыт эффективной работы с клиентами разных форматов. Скажем так, экспорт-менеджеру из России, для того, чтобы оказывать клиентоориентированный сервис зарубежным клиентам, желательно иметь опыт импорта из Китая. Чтобы понимать, с чем вас будут сравнивать, и держаться на таком же уровне. Ибо китайский сервис сейчас является позитивным общемировым стандартом. Ничего большего не требуется, а значит, при желании, это осуществимо.
Итак, есть ли шанс у российской текстильной промышленности? Есть, конечно. Но нужен энтузиазм и преодоление комплекса невозможности со стороны предпринимателей, которые увидят в российском текстиле возможность заработать. Нужно скромное стремление учиться у профессионалов. Нужно привлечение к теме общественного внимания и поддержка со стороны государства. Как и в любом деле, которое кажется вначале сложным и невыполнимым, если крупную задачу разбить на мелкие и действовать в соответствии с правильной стратегией, получается все.
Лично у меня, после долгих месяцев подготовительной работы, продажи пошли. Скорее всего, до того, как я в качестве агента начну неплохо зарабатывать на экспорте российских товаров, пройдет еще несколько лет. Но эпоха быстрых достижений в России в прошлом. Нужно настраиваться на долгий и упорный путь, наращивая конкурентный потенциал усилиями отдельных людей и не закрываясь от мирового предпринимательского сообщества.
Занимаемся производством одежды. Массовка. Основная проблема - отсутствие кадров: швей, технологов и т.д.
Да стоимость труда ниже, но производительность на сотрудника ниже, значительно. Отсутствие в России производителей тканей, фурнитуры и прочего. Заказ ткани и доставка из Турции минимум 2 месяца, из Китая ещё дольше. Растаможивание и т.д. Фактически убивают разницу в стоимости труда(+производительность).
Развиваться отрасль на производстве дешевой одежды в России не может. Нужно производить нишивые специфические товары, высокого качества.
Да, и + всё это к выше сказанному.
Да, Вячеслав, Вы абсолютно правы. Мы не можем сейчас конкурировать по всех категориях. И совершенно точно не в готовой одежде. Но мы можем, например, продавать текстиль и чулочно-носочные изделия дешевого сегмента, для которых пряжа и ткани закупаются в Таджикистане. И есть другие примеры.
Мы в данном сегменте не работаем. Насколько я понимаю там практически нет человеческого труда? Я кстати для себя пару брендов по носкам российским открыл))) Но опять же они выделяются специфическим дизайном и высоким качеством, а не низкой ценой.
И в одежде можем конкурировать и есть отличные примеры. Вроде сивера все продаёт на экспорт?
Мы продаём одежду оптом, в том числе носки. Ко мне 1000₽ приходили российские производители носков, и во всех без исключения случая носки были дороже китайских + хуже упаковка, точнее по сути ее отсутсвие.
На сегодняшний день, только рабочие перчатки дешевле китайских, номинальное белье из ивановской ткани, но я что то сомневаюсь в в Европе ждут эти комплекты постельного белья, они как правило очень низкого качества
В целом абсолютно с Вами согласна. Упаковка - это вообще история, достойная отдельного обсуждения.
Я просто нашла себе нишу - заказы private label по дизайну клиента на сравнительно небольшие количества, которые китайцам не очень интересны, и хорошие цены на них они не предлагают. Плюс делаю ставку на скорость доставки заказа в случае его срочности. Конечно, хочется, чтобы объемы в дальнейшем росли. Финальными клиентами являются сети очень дешевой одежды, ориентированные на рабочий класс, в том числе мигрантов, которым качество не настолько критично.
Совсем не исключаю, что хорошо подумав, кто-то еще сможет найти свою нишу.
Крик души)) ну серьезно.
Отталкиваться от возможностей нашего производства - всё, тут можно поставить точку. Динозавры старой закалки, которые берут нахрапом незаконно удерживая у себя на производстве сырьё которое ты им предоставил. И знают, если ты не заплатишь аренду которую тебе просто приболтали с начала года, то сырьё наше! ( их )
Сервис- многие производители не знают такого слова.
Дизайн! - о дизайн. Бабушка Лидия, ей 87, после инсульта, приходит на производство чтоб сделать лекала, размерную сетку. И при этом вносит свои коррективы в модель, которые вы даже не узнаете, а только увидите когда сошьют 🤪.
Вот именно по этому дизайнеры сдуваются на первом этапе, и не могут понять что происходит. Просто их знания из Лондона для российских производителей как космическая пыль. Они не знают что с ней делать.