Fire customers: Как попасть в число прибыльных стартапов
Рассказ главы аналитического отдела онлайн-сервиса Instamart Дмитрия Зборовского.
Глава аналитического отдела онлайн сервиса Instamart Дмитрий Зборовский 16 апреля выступил на крупнейшей в России и СНГ конференции по менеджменту продуктов ProductSense. Дмитрий рассказал, почему бизнесу не надо бояться выбирать своих клиентов.
Подавляющему большинству молодых компаний так и не суждено заработать деньги. По данным Crunch Base и World Street Journal, доля убыточных стартапов на мировом рынке достигает 80%. Как попасть в 20% прибыльных проектов и построить здоровую юнит-экономику, рассказали в нашем материале.
Откуда минус
Если посмотреть на типичный отчет о прибылях и убытках компании, можно сразу выделить три основных причины того, почему стартапы «не видят» денег.
Во-первых, это слишком высокие затраты на обслуживание и аренду офиса. Многие проекты грешат тем, что никогда не прекращают нанимать, например, новых IT-разработчиков. Слишком раздутый штат приводит к возникновению неподъемного фонда оплаты труда.
Во-вторых, это неэффективное использование маркетингового бюджета. Тяга стартапов к лидерству на рынке, постоянная «борьба кошельков» не позволяет доходам и расходам сойтись.
Третья, основная, причина денежных затруднений стартапов – это нерабочая операционная юнит-экономика. К примеру, когда затраты на обслуживание заказа превышают потенциальный заработок.
Наглядный пример
Сейчас Instamart зарабатывает 35 рублей с каждого заказа. Однако еще в начале прошлого года все было иначе. С каждой покупки мы теряли 500 рублей. На зарплату курьеров и сборщиков, работу колл-центра, упаковку, эквайринг и т.д. уходило больше денег, чем компания могла заработать, получив плату за доставку и комиссию от среднего чека от партнеров-ритейлеров.
Проанализировав ситуацию мы поняли, что для оздоровления юнит-экономики компании необходимо выбрать себе клиентов. Или расстаться с теми, кто не полезен для здоровья бизнеса. На тот момент минимальная сумма заказа в Instamart составляла 1000 рублей. И 40% пользователей покупали продукты как раз на 1000-2000 рублей. Мы подняли минимальную стоимость заказа до 2000 рублей и потеряли лишь 18% клиентов. Благодаря этому значительно возросли качественные показатели работы. Люди оказались готовы просто положить в свою корзину лишний пакет молока, соус к спагетти или несколько упаковок салфеток.
Другим камнем преткновения на пути к прибыльности были слишком тяжелые заказы. Покупки весом от 100 кг создавали проблемы в операционной работе. Например, сборщики не успевали подготовить к отправке тонну сахара. Отсюда возникали опоздания. В краткосрочной перспективе это приводило к плохому клиентскому сервису, а в долгосрочной - отрицательно влияло на возвращаемость покупателей, LTV и окупаемость.
Доля тяжелых заказов составляла 21%. Сервис значительно поднял стоимость доставки и ввел понятие «стандартного заказа» с определенным весом. Так Instamart расстался всего лишь с 4% своих пользователей. Мы не ожидали такого результата, который продемонстрировал отсутствие эластичности по цене у наших B2B клиентов.
Полученные дополнительные средства были направлены на найм новых курьеров, что увеличило скорость доставки.
Эти и другие инициативы, например, введение рекомендательных систем для покупателей, повышение кучности заказов путем отказа от обслуживания больших удаленных городских зон, позволили компании уже в сентябре 2018 года выйти в плюс.
Без страха и упрека
Пример Instamart показывает, что принцип Fire customers (дословно с англ. «увольнять клиентов») действительно работает. Необходимо найти сегмент выгодных для бизнеса клиентов и без сожаления расстаться с остальными.
Не нужно бояться определять собственные правила работы компании и наглядно демонстрировать ее преимущества. Пользователей нужно обучать, объяснять им ценность конкретного сервиса. В этом случае, лояльные клиенты останутся, даже если у конкурентов будет дешевле. Ведь подавляющее число стартапов погибают не из-за конкурентов, а из-за того, что они слишком увлекаются погоней за лидерством и так и не находят свою рабочую юнит-экономику. Сотрудничество с клиентами должно быть взаимовыгодным. И лучше предоставлять хороший сервис ограниченному числу пользователей, чем пытаться охватить весь рынок с продуктом недостаточно высокого уровня.
Убыточный сервис учит других как быть прибыльным?
Прочитал статью и набрал в поисковике "ххх отзывы".
Первое выпало - отзывы о работе.
Читаем и удивляемся - официально оформлять не хотят, трудовой договор на руки не дают, зарплата черная, по з/п бывают задержки, постоянно штрафуют непонятно за что, к сотрудникам скотское отношение.
И после этого они чему учат?
Очень понравилась концепция "Выбрать себе клиентов"
Комментарий недоступен