50+ собеседований и фейковые маркетологи: как я искал того, кто поможет продвинуть IT-стартап
Я разработчик и делаю планировщик встреч. Первая версия была в виде телеграм-бота, которым никто не стал пользоваться. Несмотря на это, я продолжил верить в идею, изменил формат продукта и решил найти маркетолога, который поможет мне в продвижении. Поиск и найм оказались тем еще квестом! Рассказываю, как провел 50+ собеседований и зачем нанял сразу двух сотрудников на одну и ту же позицию.
Привет! С вами снова Роман Рабочий. В предыдущей статье я рассказывал, как создавал новый сервис для планирования онлайн-встреч. Он нужен, чтобы быстро договариваться о созвонах: в один клик в мессенджере отправить ссылку на свое расписание, чтобы собеседник забронировал день и время встречи, а ее данные автоматически упали всем участникам на почту и в календари.
Мне казалось, достаточно сделать хороший продукт, и на него будет спрос, но нет. Я сделал два варианта: сначала телеграм-бота, а потом планировщик, который работал как функция уже известной Маши-секретаря. С ботом никто не хотел общаться, планировщик тоже не подключали.
Я застрял. Не понимал, как и кому продвигать сервис дальше, поэтому решил нанять маркетолога.
Утонул в сотнях откликов, зато убедился, что планировщик — нужная для HR вещь
Изначально я про маркетинг вообще ничего не знал — думал, что эта штука нужна плохим продуктам, а мой планировщик не такой. Мне достаточно как-то хитро настроить рекламу, нагнать туда пользователей, и он сразу продастся. Такая инженерная корона на голове была.
Еще я никогда не нанимал людей: разработчики попадали в команду по знакомству. Так что история с поиском нового специалиста стала двойным стрессом.
Я посмотрел вакансии маркетологов и рекламщиков на сайте поиска работы. Нашел варианты, которые мне подходили, и скопировал текст к себе. Требования к кандидатам были соответствующие: настройка рекламных кампаний, SMM, конверсии, отчетность.
Дальше начался ад: откликов была просто бездна, а я очень надеялся, что люди будут приходить постепенно. Хорошо, что сразу сообразил, как всё организовать через свой же планировщик:
- Задал в нем временные слоты, когда готов собеседовать людей. На одну встречу заложил 30 минут.
- На сайте, где разместил вакансию, заранее написал шаблон ответа и настроил автоответы соискателям.
- В шаблон ответа добавил ссылку на свое расписание.
Так я быстро разобрал отклики, отметил нужных кандидатов и одной кнопкой отправил всем автоответ. Они сами бронировали время в расписании — мне больше не нужно было ничего делать.
Но в первый день случилось непредвиденное. Ко мне в Zoom пришли 10 человек подряд без перерывов — я не предусмотрел их в своем расписании. Это был ужасный опыт! Уже на следующий день я всё исправил: сделал встречи длиннее и добавил свободное время.
Стало легче, и я еще раз убедился, что планировщик просто бомба, идеальный сервис для рекрутинга. Он экономил мне кучу времени и избавлял от десятка обсуждений и переносов.
За 50 собеседований так и не нашел подходящего специалиста, но понял, кто именно мне нужен
Через пару дней я получил первое представление о маркетологах. Всех, с кем успел пообщаться, условно разделил на две категории:
- Вчерашние выпускники инфокурсов. У них совершенно не связанное с маркетингом образование (был даже физик-ядерщик) и сертификат от онлайн-школы. «Специалисты» с нулевым или вовсе выдуманным коммерческим опытом.
- Прожженные рекламщики. Сыплют непонятными терминами и хорошо умеют в настройку контекстной и таргетированной рекламы. Как только я начинал их спрашивать, как они видят продвижение, эти ребята рассказывали мне, что настроят рекламную кампанию в Яндексе или ВК.
Среди всех кандидатов нашлись единицы, которые объяснили, что рано вливать деньги в рекламу. Они в первую очередь спрашивали, что у меня за продукт и для кого, а я не мог внятно ответить.
Стало понятно, что настройка рекламы не поможет, пока нет понимания, кому продавать.
Нужно сначала определиться, для кого планировщик: исследовать аудиторию, декомпозировать продукт, разобрать его по винтикам и собрать заново. И разработать стратегию продвижения.
Я знал, что этим занимаются продуктовые маркетологи, и поменял название вакансии и список требований: вместо спеца по рекламным кабинетам стал искать человека, который умеет в исследования, целевые аудитории, анализ потребностей, ценностные предложения и позиционирование.
Наконец на собеседование начали приходить люди с нужным опытом и навыками.
Посмотрел еще 30 кандидатов и нанял двоих одновременно
Не спешите ругать меня за это в комментариях — сейчас объясню, как так получилось.
На первой встрече с кандидатом я моделировал ситуацию: «У меня есть проект, планировщик встреч. Не знаю, как его продвигать. С чего нужно начать?»
Если человек понимал, о чем речь, потому что заранее изучил сайт или почитал про нас статьи в интернете, это сразу давало ему + 10 очков. Тех, кто просил рассказать о продукте с нуля, я отсеивал.
Неожиданный факт. Только 5% людей приходили на первый созвон подготовленными. Им я предлагал пообщаться еще раз.
На втором собеседовании я уже ждал примерных идей: что мы будем делать с проектом через месяц, три месяца, полгода. Детальный план не требовал, мне было достаточно понять, как специалист видит развитие в общих чертах. Пока обсуждали идеи, я смотрел, как человек общается и формулирует мысли, — те самые софт-скиллы.
По итогу двух этапов среди всех кандидатов я отметил двоих: они заранее изучили мой стартап, хорошо подготовились к собеседованиям и при этом были комфортными в общении.
Я не мог выбрать, поэтому решил взять обоих. Они ничего друг о друге не знали, а на случай, если оба окажутся хороши в деле, у меня был план: одного оставить продвигать планировщик, а второго перевести на проект «Маша-секретарь». Вариант смены проекта я заранее обсудил с каждым из них.
Один маркетолог оказался халтурщиком и пытался подсунуть мне чужую стратегию
В первый месяц ребята должны были написать стратегию продвижения и презентовать ее.
Я был постоянно на связи, но один маркетолог сказал, что лишний контроль не нужен, потому что он профи. Пообещал, что в конце первой недели покажет часть работы на созвоне. В назначенный день он не вышел на связь. Это повторилось и в конце второй недели — так меня несколько раз кормили завтраками.
В итоге он принес стратегию, но я увидел в ней нелепые ошибки. Например, на одном из слайдов было написано про «большие издержки хранения на складе» — откуда они у разработчиков SaaS-продукта?
Это было явной халтурой: маркетолог взял другую стратегию, что-то в ней поправил, а про издержки просто забыл удалить.
Неприятно было поймать профи на таком. Человек получил зарплату за месяц, но на следующий день после презентации я предложил разойтись, и он не возражал.
В итоге работать с нами остался второй маркетолог, Макс. Он оказался системным и последовательным специалистом, хотя поначалу у меня были сомнения — очень смущала его несерьезная аватарка в телеграме.
Рома обозначил, что мы будем заниматься планировщиком, уже на первой встрече. С такими продуктами я никогда не работал, поэтому попросил время подумать. Изучил лендинг, потестил планировщик, и мне зашло.
Я составил список вопросов, посмотрел в Вордстат и накидал примерный план действий: изучить нишу, конкурентов, отстроить продукт от них и пойти в тесты на поиски рабочих рекламных каналов. Еще собрал примерный медиаплан на основе опыта и бенчей по категории продукта.
Дальше мы с Ромой проделали огромную аналитическую работу и составили стратегию. В процессе поняли, что планировщику нужен другой формат. Это должен быть самостоятельный продукт, а не функционал Маши-секретаря, и продвигать его нужно на другую аудиторию.
В этот момент мы снова вернулись к идее с ботом-ассистентом. Но теперь главная мысль была в том, чтобы вместо людей, которые просят о встрече, предложить его тем, кто эту встречу создает. Они точно будут рады им пользоваться, потому что это личный помощник, который с ними заодно и помогает в планировании.
Это был совершенно новый подход, внезапный поворот развития продукта — в стартапах он называется «пивот». Мы наконец начали привлекать пользователей, а как именно, расскажу в следующей статье.
Попробовать Планёрку в деле 🚀🚀🚀